Уступить дорогу автобусу отъезжающему от остановки: Что будет, если не уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки

Содержание

Преимущества в пдд для автобусов, троллейбусов, маршруток

Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.


Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта. Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок. Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.

Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств

Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта

Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Когда нужно уступать дорогу автобусу?

Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.

Пункт 18.3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом. То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.

Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки

Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам. Протицируем ПДД РФ:

3. Запрещающие знаки
Действие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;

Здесь речь идет о следующих дорожных знаках:

4. Предписывающие знаки
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом, на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки) не действуют следующие знаки:

 

 

5. Знаки особых предписаний
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

ПДД пункт 18.2 На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных с пояснениями

Без общественного транспорта жизнь в городах остановилась бы, ведь очень много людей выбирает для поездок автобусы и троллейбусы. Нередко жители городов выбирают трамваи. Общественный транспорт незаменим, поэтому в ПДД были специально введен ряд пунктов. Они предназначены для регулировки движения

общественных ТС и приоритет маршрутных транспортных средств.

Маршрутные транспортные средства- это ТС, которые используются для перевозки людей и ходит по определенному маршруту. Это трамваи, автобусы и троллейбусы, все они движутся по разработанному и утвержденному маршруту. На каждом маршруте имеются специальные места, отведенные по остановки транспорта.

Если транспорт отклоняется от маршрута, то он перестает быть маршрутным ТС. Например, водитель видит впереди пробку. Объезжая ее по дворам, он сойдет с маршрута, тогда транспортное средство потеряет преимущество.

Знаки приоритет маршрутных транспортных средств

Первое преимущество: выделена полоса для маршрутных транспортных средств.

Для их обозначения используют знаки знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Дорога с полосой для маршрутных ТС Полоса для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Необходимо отдельно отметить, что преимущество МТС предоставляется только в том случае, если соблюдены следующие условия:

  • общественный транспорт находится на территории города или другого населенного пункта;
  • для того, чтобы обозначить остановку, был использован знак 5.16.

Трамвай, если возникает равное право на проезд, имеет преимущество перед остальными безрельсовыми транспортными средствами. При выезде трамвая из Депо трамвай не имеет преимущества перед остальными участниками движения.

Трамвай не имеет преимущество перед остальными участниками движения, так как выезжает из «Депо». Трамвай имеет преимущество перед остальными участниками движения.

Высадка и посадка пассажиров производится на остановках обозначенные знаком 5.16. Пункт ПДД 18.3. гласит, водители автомобилей обязаны уступать дорогу общественным ТС, который отъезжает от остановки.

В свою очередь водители общественных транспортных средств должны убедиться, что дорога свободна или им уступают дорогу, а затем могут начинать движение.

Что это означает на практике? Если общественный транспорт отъезжает от остановки, и в этот момент произойдет авария с участием троллейбуса или автобуса, то виновниками будут считаться оба человека, которые были за рулем. Дело в том, что водитель машины должен уступить дорогу автобусу или троллейбусу, ведь транспорт начинает двигаться от остановки. А водитель автобуса должен был сначала убедиться в том, что его пропускают, а только потом начинать движение.

Автобус отъезжает от остановки — кто должен уступить?

Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.

Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.

Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу

Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП ?

Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.

Хотите получить ценный совет автоюриста относительно конкретного ДТП? онлайн-консультанту нашего сайта, опишите свою ситуацию, оставьте контактные данные и дождитесь ответа

Движение по полосе для маршрутных транспортных средств

По выделенной полосе могут двигаться только общественный транспорт. Но есть особенности движения и совершения маневров для остальных участников движения находящиеся на дороге с полосой для МТС.

Поворот направо

Автомобили при поворотах должны перестраиваться на полосу МТС, а затем совершать поворот Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией разметки, то при повороте водитель ТС должен поворачивать без перестроения на полосу МТС

Съезд и выезд на прилегающую территорию

При съезде с дороги на прилегающую территорию водитель ТС должен сначала перестроится на полосу маршрутных транспортных средств, а затем повернуть на прилегающую территорию. При выезде с прилегающей территории водитель ТС должен сначала выехать на полосу маршрутных транспортных средств, а затем съехать с нее и продолжить движение.

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.2 вам разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть налево. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в левую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в правую сторону и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам. В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.1 вам разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть направо. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в правую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в левую сторону и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам. В данной ситуации, нет установленного знака, оповещающего нас о выезде на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (мы его увидим после совершения маневра), а только стоит знак предписывающий нам движение направо и вы должны перестроиться на крайнюю правую сторону, затем перестраиваетесь на полосу для обычных ТС. Нарушений в данном случае мы не совершаем.

Обгон ТС

Обгон ТС по выделенной полосе для МТС запрещен.

Посадка и высадка пассажиров

Посадка пассажиров возможна у правого края дороги, при этом не должны создаваться помехи маршрутным ТС.

В Москве движение частным автомобилям по выделенной полосе разрешено в выходные дни (субботу и воскресенье), штраф в эти дни получит нельзя.

Видео: Приоритет маршрутных транспортных средств

Заключение

Правила движения общественного транспорта описаны в ПДД. Общественный транспорт имеет приоритет при движении в черте города, для него предназначена выделенная полоса. Автомобили могут заезжать на нее только в нескольких случаях.

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос — нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Поворот направо


Водитель автомобиля В видит перед собой следующую картину: светофор с вечно горящим красным сигналом и дополнительной секцией, которая разрешает повернуть направо.
Водитель автомобиля В видит перед собой следующую картину: светофор с вечно горящим красным сигналом и дополнительной секцией, которая разрешает повернуть направо.

Так у кого же приоритет в движении, если траектории пересекутся? И о чем забыли дорожники, нанося дорожную разметку и устанавливая знаки? Изменится ли очередность проезда, если отключить светофор? Высказывайтесь в комментариях. Правильный ответ можно посмотреть на следующей странице, но прежде рекомендуем проверить собственные знания в области ПДД, поучаствовав в опросе ниже.

Уступить дорогу автобусу отъезжающему от остановки

Автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?

Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.


Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что Правила дорожного движения такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

  • Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
  • Автобус меняет направление движения? -нет.

Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.


Автобус начинает движение

Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?


Автобус начинает движение с левой полосы

Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах , где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Поворот налево


Водителю автомобиля А нужно повернуть налево. Он видит перед собой разрешающий сигнал светофора. Дорога, на которую он намерен повернуть, имеет две полосы для движения в каждом направлении. К тому же в центре дороги пролегают трамвайные пути. В какой же ряд разрешают повернуть ПДД и нужно ли при этом уступить дорогу водителю автомобиля В?
Водителю автомобиля А нужно повернуть налево. Он видит перед собой разрешающий сигнал светофора. Дорога, на которую он намерен повернуть, имеет две полосы для движения в каждом направлении. К тому же в центре дороги пролегают трамвайные пути. В какой же ряд разрешают повернуть ПДД и нужно ли при этом уступить дорогу водителю автомобиля В?

Уступить дорогу автобусам и трамваям

Вы должны уступить дорогу автобусу, когда разрешенная скорость составляет 60 км/ч или ниже. Если вы идете пешком, едете на машине или едете на велосипеде, вы всегда должны уступать дорогу трамваю.

Уступить дорогу автобусу

В Правилах дорожного движения указано, что «на дорогах с ограничением скорости 60 км/ч и ниже водители должны уступить дорогу автобусам, когда водитель автобуса сигнализирует о намерении автобуса покинуть остановку. Водитель автобуса обязан избегать опасности».

Это означает, что водитель автобуса обязан быть особенно осторожным, хотя другие участники дорожного движения все же должны уступать дорогу. Водитель автобуса, как и другие участники дорожного движения, обязан избегать создания опасных ситуаций.

Он или она должны подать четкий сигнал и дать водителям время снизить скорость. Однако, даже если водитель автобуса забывает включить указатели поворота, вы, как автомобилист, обязаны адаптировать свою скорость к дорожной ситуации, чтобы избежать опасных ситуаций.

Это также относится к стоянкам автобусов и автобусным остановкам, особенно если вы должны быть готовы остановиться для пешеходов, которые могут выйти на дорогу.

Уступить дорогу трамваю

В Правилах дорожного движения указано, что и пешеходы, и водители должны пропускать трамвай и при необходимости останавливаться.

Как водитель вы обязаны планировать свое вождение так, чтобы не препятствовать движению трамвая. По общему правилу автомобилисты обязаны уступать дорогу трамваю даже на перекрестках, где трамвай идет слева. Исключением является выезд трамвая на кольцевую развязку. Тогда именно трамвай обязан уступить дорогу из-за дорожных знаков.

Пешеходы на пешеходных переходах без светофора должны дождаться проезда трамвая, прежде чем перейти улицу.

Вы также должны уступить дорогу

  • , когда вы идете с боковой улицы, независимо от того, идет ли трамвай справа или слева
  • при повороте на перекрестке, где проезжает трамвай
  • если собираетесь обгонять трамвай, стоящий на остановке

При обгоне трамвая необходимо двигаться с максимальной осторожностью. Согласно пункту 12 ПДД запрещается обгон трамвая перед пешеходным переходом и при плохой видимости.

Конфликты между трамваем и другими участниками дорожного движения

Конфликты между трамваем и другими участниками движения могут возникнуть в следующих ситуациях:

  • Парковка слишком близко к трамвайным путям; столкновения трамвая с припаркованными автомобилями. Трамваю необходимо не менее 70 сантиметров с каждой стороны пути на прямой дороге и до 1,3 метра на повороте. Если автомобили припаркованы слишком близко к трамвайным путям, это может привести к серьезным задержкам движения трамвая.
  • Слишком близкое движение к трамваю на повороте. Автомобиль, подъезжающий слишком близко к трамваю на повороте, может столкнуться с задней частью трамвая. Задняя часть трамвая будет отклоняться на 1,3 метра за пределы путей на повороте.
  • Трамваи на кольцевых развязках. Трамвай имеет другую схему движения на кольцевых развязках, чем другие транспортные средства, поскольку он проходит через центральный островок движения. Трамвай обязан уступить дорогу при въезде на кольцевую развязку, а другие участники дорожного движения обязаны предоставить ему свободный проезд с кольцевой развязки.

Трамваю нужно гораздо больше времени, чтобы затормозить

Когда другие участники движения уступают дорогу трамваю по мере необходимости, это снижает количество травм из-за падения пассажиров в результате резкой остановки. Те, кто больше всего страдает от травм при падении, — это пожилые люди и инвалиды, у которых хуже равновесие, поэтому они легче падают, и они чаще получают травмы после падения.

Последнее обновление

Вопросы и ответы о дорожном движении: транзитные автобусы имеют преимущество при выезде с остановки

Автомобилисты должны уступать дорогу автобусам, отъезжающим с остановок. Штраф за неуступку транзитному транспортному средству в городе Такома составляет 136 долларов. Дин Дж. Копфлер [email protected]

В: Что говорит закон об уступке проезда транзитным автобусам? – Грег В., Такома

О: Там сказано, что ты должен, Грег.

И мы имеем в виду «должны».

Вот формулировка из RCW 46.61.220, озаглавленная «Транзитные транспортные средства»:

«Водитель транспортного средства должен уступить дорогу транзитному транспортному средству, движущемуся в том же попадание в поток транспорта».

А это из Washington Driver Guide:

«Вы должны уступить дорогу любому транзитному транспортному средству (автобусу), который подал сигнал и съезжает на проезжую часть».

На задней части многих автобусов красуется небольшой знак «уступи дорогу», напоминающий нам о требовании.

А если это не сработает, штраф за неуступку транзитному транспортному средству в городе Такома составляет 136 долларов.

Грег был вынужден написать нам в штаб-квартиру отдела вопросов и ответов по дорожному движению после того, как в прошлом месяце стал свидетелем сомнительного поведения оператора Pierce Transit.

Это было во время утренней поездки в Норт-Проктор и Норт-21 в Такоме.

Мы позволим Грегу взять его отсюда:

«Автобус 306 14-го маршрута подъехал к автобусной остановке, минуя длинную вереницу машин на светофоре. Не открывая двери, он сразу же включил поворотники и отъехал назад (пробивной путь) в поток, когда включился свет. Автобус двигался с такой самоотдачей, что машина впереди меня была бы сбита, если бы она не затормозила».

Так что, водитель автобуса просто пытался пробиться?

Мы задаем вопрос пресс-секретарю Pierce Transit Александре Фастл.

Сказал Фастл:

«Насколько я понимаю, водители часто подъезжают к зонам, чтобы убедиться, что они не пропустят никого, кто может быть невидимым, но может ждать. Мы скорее съедем в пустую зону, чем проедем мимо и пропустим пассажира.

«Деревья и другой пешеходный трафик могут затруднить расшифровку того, кто может ждать, поэтому обычно прибегают к въезду в зону для верности».

Она продолжила:

«Мы совершенно уверены, что не будучи там, это не было попыткой обойти пробки. Водители знают, что в долгосрочной перспективе это не сэкономит им время».

Помните, что если вы не пустите автобус в пробку, это накажет не только водителя, но и тех, кто находится на борту, людей, которые в противном случае могли бы вести свои машины, соревнуясь с вами за место на полосе движения и парковку.

И должен значит должен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *