На дне байкала машины: Кладбище машин на дне Байкала: от легковушек до самолета

Содержание

Кладбище машин на дне Байкала: от легковушек до самолета

На Байкале проходит операция «Хрустальная глубина». Спасатели подняли со дна озера более ста транспортных средств — от снегоходов до самолета. Но больше всего — легковых машин, с каждой из которых связана своя, трагическая история. За работой водолазов наблюдала корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.

Снаряжают и наставляют свои же перед погружением. Задача у водолаза непростая: найти затонувший автомобиль и закрепить на нем тросы. Сегодня повезло с погодой. На озере штиль. А значит, волны не помешают. 

На все про все у водолаза полчаса. Если не успел – обязательно всплыть и потом погрузиться заново. Глубина бывает разной. Сегодня работают на пяти метрах. 

«Задача одних – найти, другие зацепляют, чтобы машина, которая, может, 10 лет пролежала, не развалилась по дороге. Сейчас условия для работы идеальные. А бывает, это все происходит подо льдом», – рассказывает водолаз, спасатель 1-го класса БПСО Николай Рыбаченко.

Сначала машина всплывает как поплавок, при помощи понтона. Затем ее вытаскивают на берег на тросе, прикрепленном к грузовику. Одна из легковушек затонула четыре года назад. Вместе с ней на дно Байкала ушли пассажир и водитель. Оба погибли.

«Существует мнение, что байкальский лед очень толстый. Безусловно, это так, толщина доходит до 80 сантиметров и местами до метра, но существует трещины, которые образуются в одном и том же месте. Все об этом знают, главным образом местные жители. Кроме того, Байкал дышит, уровень озера гуляет и подвижки льда постоянные. И трещины могут образоваться в совершенно неожиданных местах», – рассказывает спасатель 3-го класса БПСО Андрей Либе.

Из-за коварного льда в марте 2015-го погиб младший сын экс-президента Украины Виктора Януковича. Он отдыхал с друзьями на Байкале, выехал на машине на озеро и попал в полынью. Как потом установили эксперты, выбраться из тонущего автомобиля не успел. Слишком долго провозился с ремнем безопасности, которым был пристегнут.

Машины, снегоходы, даже вертолеты и самолеты приходилось поднимать на поверхность. Сейчас на дне озера лежат свыше 70-ти транспортных средств. Оставить их под водой самого чистого озера в мире нельзя. 

«Автомобиль с топливом и маслом, если он останется лежать, все это будет вытекать в воду», – отметил заместитель начальника БПСО Михаил Сукманов.

Каждую машину эвакуируют на штрафстоянку. А там уже владельцы или их наследники будут решать, что с нею, затонувшей, делать. 

Машины со дна Байкала

Пятое подряд на Байкале проходят необычные экспедиции, цель которых — подъем со дна озера затонувших автомобилей. В основном это легковушки рыбаков и любителей кататься по льду. Сначала их буксируют к берегу, затем грузят на грузовик и увозят в Иркутск.

Если не находится хозяин авто — затопленную груду металла пускают в утиль. Сколько всего машин на дне Байкала — не знает никто. Больше всего утонувших машин — на Малом море. Недавно очередная экспедиция вернулась с Байкала. Подробнее о ней нам рассказала старший научный сотрудник Лимнологического института Ирина Маринайте.

Дно нужно очищать

Ирина рассказала, что в 2001 году правительство России подписало постановление, согласно которому ученым и спасателям было предложено сначала исследовать дно российских водоемов, а затем удалять с глубин объекты, которым место не под водой, а на суше.

— Если, например, в водоемах Ленинградской области, где во время войны шли страшные сражения, осталось много военной техники и судов, — говорит Ирина Маринайте, — то на Байкале все гораздо прозаичнее. Иногда обнаружат баржу или понтон, а чаще — автомобили. Моя часть работы в экспедиции заключается в том, чтобы измерить уровень загрязнения воды в этом месте.

Машины, в очередь!

По словам Ирины Маринайте, экспедиция расставляет приоритеты: какой автомобиль нужно вытаскивать на берег в первую очередь, а какой своим нахождением на байкальском дне никакого вреда природе не несет и может подождать своего часа.

В экспедиции участвуют спасатели, сотрудники Лимнологического института, Госакваспас, водолазы МЧС и специалисты организации-подрядчика по подъему автомобилей «Форт-XXI».

Экспедиция проходит по четко отработанной схеме. Сначала судно Лимнологического института планомерно «утюжит» дно Байкала гидролокатором бокового обзора в заданном квадрате. Если внизу обнаруживается подозрительный объект — туда спускают хитроумное устройство под названием «Гном». Аппарат представляет собой желто-черную коробку размером в половину компьютерного монитора. «Гном» обладает двигателем и может передавать наверх изображение того, что попадает в поле видимости его объектива. С сушей, то есть с бортом корабля, «Гном» сообщается с помощью кабеля, через него же и управляется.

Когда с помощью «Гнома» выясняется, что на дне действительно автомобиль, а не поросший морскими водорослями валун — делают анализы воды вокруг, отмечают это место буйком и об объекте сообщают спасателям. Задача водолазов — спуститься к автомобилю и прикрепить к нему второй конец троса. Первый конец находится на судне спасателей.

Когда автомобиль буксируют к берегу — от скорости он поднимается почти к самой поверхности воды. Его крыша отчетливо видна. Но «утопленника» на сушу вытаскивают не сразу. Автомобиль «паркуют» на глубине нескольких метров. Дело в том, что нерентабельно каждый раз подгонять кран, грузовики и другую технику. Лучше подождать конца экспедиции и выудить все автомобили разом.

За время нынешней экспедиции обнаружили семь машин. Четыре из них вытащили. В первую очередь — самую опасную. Ее протаранил якорь судна, и из бака автомобиля стало вытекать топливо. Совсем немного, несколько литров. Для огромного Байкала это несущественно.

Они никому не нужны?

Дно в районе Малого моря почти полностью завалено обрывками рыболовецких сетей. Поэтому на суше, после долгих лет нахождения в агрессивной водной среде, автомобили, опутанные сетями, выглядят просто ужасно.

Автомобили здесь тонут по двум основным сценариям: или рыбаки выезжают на лед, не дождавшись, когда он станет достаточно крепким, или просто по тонкому льду решает прокатиться очередной смельчак под градусом.

В большинстве случаев люди остаются живыми. А заявлять куда следует не спешат. Наверное, полагая, что особого смысла в этом нет: кто полезет на такую глубину? Оказывается, есть такие…

Далее машины краном перемещают на грузовики и увозят в Иркутск. Если хозяин не найдется или откажется забирать пришедший в полную негодность автомобиль, его пустят в утиль.

  • Как находят машины

Сначала судно «утюжит» дно Байкала в заданном квадрате. Если внизу обнаруживается подозрительный объект — туда спускают устройство под названием «Гном». Если выясняется, что на дне действительно автомобиль, это место отмечают буйком. И об объекте сообщают спасателям.

Кладбище машин на дне Байкала: от легковушек до самолета

На Байкале проходит операция «Хрустальная глубина». Спасатели подняли со дна озера более ста транспортных средств – от снегоходов до самолета. Но больше всего – легковых машин, с каждой из которых связана своя, трагическая история.

Снаряжают и наставляют свои же перед погружением. Задача у водолаза непростая: найти затонувший автомобиль и закрепить на нем тросы. Сегодня повезло с погодой. На озере штиль. А значит, волны не помешают. 
На все про все у водолаза полчаса. Если не успел – обязательно всплыть и потом погрузиться заново. Глубина бывает разной. Сегодня работают на пяти метрах. 
«Задача одних – найти, другие зацепляют, чтобы машина, которая, может, 10 лет пролежала, не развалилась по дороге. Сейчас условия для работы идеальные. А бывает, это все происходит подо льдом», – рассказывает водолаз, спасатель 1-го класса БПСО Николай Рыбаченко.
Сначала машина всплывает как поплавок, при помощи понтона. Затем ее вытаскивают на берег на тросе, прикрепленном к грузовику. Одна из легковушек затонула четыре года назад. Вместе с ней на дно Байкала ушли пассажир и водитель. Оба погибли.

«Существует мнение, что байкальский лед очень толстый. Безусловно, это так, толщина доходит до 80 сантиметров и местами до метра, но существует трещины, которые образуются в одном и том же месте. Все об этом знают, главным образом местные жители. Кроме того, Байкал дышит, уровень озера гуляет и подвижки льда постоянные. И трещины могут образоваться в совершенно неожиданных местах», – рассказывает спасатель 3-го класса БПСО Андрей Либе.
Из-за коварного льда в марте 2015-го погиб младший сын экс-президента Украины Виктора Януковича. Он отдыхал с друзьями на Байкале, выехал на машине на озеро и попал в полынью. Как потом установили эксперты, выбраться из тонущего автомобиля не успел. Слишком долго провозился с ремнем безопасности, которым был пристегнут.
Машины, снегоходы, даже вертолеты и самолеты приходилось поднимать на поверхность. Сейчас на дне озера лежат свыше 70-ти транспортных средств. Оставить их под водой самого чистого озера в мире нельзя. 
«Автомобиль с топливом и маслом, если он останется лежать, все это будет вытекать в воду», – отметил заместитель начальника БПСО Михаил Сукманов.
Каждую машину эвакуируют на штрафстоянку. А там уже владельцы или их наследники будут решать, что с нею, затонувшей, делать.  

Источник: mir24.tv

Дайверы нашли на дне Байкала затонувший «танк»

Дайверы нашли на дне Байкала затонувший «танк» — он оказался советским трактором — трелевочником. Фото: Дмитрий РОГОВОЙ.

Какие только тайны не хранит дно Байкала! Кладоискатели до сих пор ищут здесь золото Колчака, попутно натыкаясь на старые якоря, автомобили, лодки… У фотографов своя история, снимки таинственного дна священного озера вызывают огромный интерес и у них самих, и у тех, кто рассматривает их в интернете. В последнюю такую «экспедицию» за необычными ракурсами иркутские дайверы Дмитрий Роговой и Евгений Сафонов, «вооружившись» специальной оптикой, отправились в Бугульдейку.

— Меня всегда влекут непригодного происхождения под водой, будь то гидротехнические сооружения, капитальные строения, оказавшиеся под водой в результате затоплений либо автотранспорт, попавший в воду, — объясняет Дмитрий Роговой. — Для меня они являются частичкой истории иногда осколком ушедшей эпохи.

На дно Байкала вблизи Бугульдейки друзья отправились, чтобы сделать фото «танка». Правда, на самом деле это оказался вовсе не танк, а трелевочник, трактор-тягач, с его помощью перевозили лес. Когда-то в поселке был леспромхоз, его продукцию переправляли по воде, соответственно, был и причал. Вот с него и скатился в воду трелевочник. Но та история давно забылась. И туристы, и местные жители уверены, что это именно танк врос «башней» в дно – вон какие у него гусеницы!

машина ушла на дно Байкала. Фото: Дмитрий РОГОВОЙ.

Пролеты старинных мостов, тоннели Кругобайкалки, ушедшие под воду Иркутского водохранилища. А еще – настоящий сибирский Китеж-град. Только вполне реальный. Есть на Байкале залив Провал. Проплывая по нему, путешественники видят в глубине крыши домов. Это пять бурятских деревень, за 2 дня, после страшного землетрясения 30 декабря 1862 года, оказавшиеся на дне озера. Дайвер Роговой уже бродил по улицам этого Китеж-града. Но тогда у него еще не было с с собой фотоаппарата. А если все это снять – для истории? Это ж какая красота будет!

Якорь — таких тут находят много. Фото: Дмитрий РОГОВОЙ.

Дно Байкала. Фото: Дмитрий РОГОВОЙ.

Проблему очистки дна Байкала обсудили власти региона и общественники

Брошенные сети наносят огромный экологический вред уникальному озеру.

 

Защита озера Байкал стала темой встречи врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с депутатами Государственной думы, представителями Иркутского отделения Русского географического общества и научной общественности региона, которая состоялась во вторник, 18 августа. Одним из ключевых стал вопрос брошенных рыболовных сетей на дне Байкала. Дайверы ежегодно очищают дно озера от сетей, которые наносят огромный вред уникальной экосистеме. С каждым годом их становится все больше, сообщает пресс-служба правительства Приангарья.

По словам президента общественной организации «Глубина ответственности за Байкал», члена Иркутского отделения Русского географического общества Александра Красовского, накануне за два погружения дайверы подняли более десятка полимерных сетей в том самом месте, где провели очистку в ноябре прошлого года.

Игорь Кобзев подчеркнул, что проблему нужно решать комплексно, учитывая предложения научного сообщества. Он добавил, что вопрос очистки дна Байкала от брошенных сетей рассмотрят на ближайшем заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

«Сегодня мы обсудили предложение Иркутского научно-исследовательского технического университета разработать биоразлагаемые сети. Они, изготавливаются из экологического материала, не наносят вреда акватории, не выделяют токсинов и в течение определенного времени полностью в воде разлагаются, – отметил глава региона. – Необходимо более подробно изучить это предложение. Кроме того, для решения проблемы нужно рассмотреть вопрос об увеличении штрафных санкций в отношении тех, кто использует сети для ловли рыбы на Байкале».

На своей странице в facebook Александр Красовский, который уже семь лет занимается проблемой брошенных в Байкале сетей, сообщил, что этот важный вопрос впервые за все эти годы попал в поле зрения главы региона.

«Впервые за 7 лет, глава региона не просто не проигнорировал, а приехал, и присоединился к нам, дабы лично вникнуть в ситуацию. Сразу соответствующие распоряжения, и, хочется верить, дальнейшая поддержка нашей работы, – написал Александр Красовский. – Я искренне недоумевал, как можно закрывать глаза на столь очевидную проблему, и не заниматься ее решением, ведь и подводной братии, и науке – всем было очевидно, сколь губительно сети влияют на мелководье нашего с вами любимого и многострадального Байкала. Но ни бывшие главы региона, ни кое-кто из нынешних кандидатов в губернаторы не считали нужным заниматься брошенными сетями и оздоровлением мелководья».

Как сообщает пресс-служба ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», специалисты проведут исследование проб жидкости, собравшейся под сетями. В прошлые годы в аналогичных пробах находили крайне токсичные следы жизнедеятельности цианобактерий.

ИА «ИркСиб», фото пресс-служб правительства Приангарья и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Участники масштабной акции по очистке Байкала приступили к уборке

Иркутские активисты Общероссийского народного фронта совместно с сибирским региональным центром МЧС приступили к масштабной многодневной профилактической акции по уборке прибрежной зоны озера Байкал.

Они уже очистили от мусора побережье Куркутского залива. По итогам первого дня мероприятия с берега озера вывезено два грузовика мусора. Всего в течение пяти дней около 1 тыс. человек будут заниматься обеспечением безопасности и чистоты Байкала и прибрежной территории.

«В первый день в акции на берегах Байкала, как в Иркутской области, так и в Республике Бурятия, приняли участие более 300 волонтеров. Представители ОНФ, спасатели и волонтеры убирали от мусора места массового отдыха, в результате с берега озера было вывезено две грузовых машины с наполненными мешками», — сообщил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Николай Будуев.

По информации МЧС, ежегодно на Байкале отдыхают около двух млн туристов, большинство которых предпочитают дикий отдых.

«Неорганизованный отдых неподготовленных туристов очень опасен. Туристы не регистрируют маршруты, не оснащены и не экипированы для условий дикой природы, не получают необходимый инструктаж, не соблюдают меры безопасности и к тому же сами становятся источником загрязнения природы. Как результат — люди часто попадают в сложные ситуации. Это неоправданный риск», — прокомментировал начальник Сибирского регионального центра (СРЦ) МЧС России, генерал-лейтенант Сергей Диденко.

На ближайшие пять дней запланирован целый комплекс мероприятий по очистке озера Байкал. Водолазы Байкальского и Сибирского поисково-спасательных отрядов МЧС России очистят от мусора дно Байкала. В рамках совместной с МЧС акции иркутские активисты ОНФ примут участие в рейдах Госинспекции по маломерным судам в акватории Байкала. Также госинспекторы по пожарному надзору проверят прибрежные турбазы на предмет пожарной безопасности.

«Хочется, чтобы все, кто приезжают к нам, видели красоту и потрясающую энергетику Байкала, а не мусор на берегах. Кажется, что фантик от конфеты, пластиковая крышка от бутылки — это мелочь, но когда на нескольких квадратных метрах их набирается на полмешка, понимаешь, что мелочей не бывает, все нужно убирать», — подчеркнула член регионального штаба ОНФ в Иркутской области Анастасия Архипкина.

Напомним, в 2017 году активисты ОНФ уже проводили масштабную акцию по уборке береговой линии Байкала, а также самого озера с участием водолазов. Тогда десяткам добровольцев удалось собрать несколько сотен килограммов различного мусора, который был затем отправлен на перерабатывающие предприятия.

Кладбище техники на дне Байкала – Это Сибирь!

225

Чего только не найти на глубинах многих озер и рек, Байкал не является исключением. Оказывается, на дне озера долгие годы скапливалась затонувшая техника. МЧС России приняло решение об осуществлении экологической экспедиции с кодовым названием «Хрустальная глубина».

Что было найдено на дне Байкала?

По итогам миссии с глубин озера были подняты десятки единиц тяжелой техники, в том числе трактора, катеры, снегоходы, и даже самолеты.

Источник фото: https://www.irk.kp.ru

Поиск и подъем на берег затонувших объектов выполняли настоящие профессионалы своего дела, спасатели-водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России. Как правило, данные работы проводятся в зимнее время года, когда большинство техники уходит под лед из-за несоблюдения правил безопасности.

Отряд поисковиков-спасателей существует больше 15 лет, и за эти годы было выполнено множество «операций». Благодаря действиям водолазов со дна было поднято 92 авто, около 20 лодок, пару мотоциклов, трактор, вертолет и самолет.

Затонувший мотоцикл. Источник фото: https://cdn.fishki.net

Как работает отряд спасателей?

Для начала профессионалы составляют подробную карту технических средств, затонувших в озере. Для того чтобы поднять один автомобиль, необходимо несколько часов. Обнаруживают транспорт спасатели с помощью специального подводного аппарата и локатора бокового обзора. Затем они закрепляют машину тросом, в авто при этом помещают мобильные баллоны. Уже после всех этий действий на пожарно-спасательном судне специалисты наполняют баллоны сжатым воздухом, образуя тем самым «понтон». На берег озера машину поднимают при помощи рабочей техники и троса.

Работа спасателей. Источник фото: https://static.mchs.ru

Поисковики-спасатели отмечают, что важно не только поднять затонувшую технику со дна озера. Необходимо также разыскать владельца, который должен забрать техническое средство для дальнейшей утилизации. Множество таких объектов находятся в зоне Прибайкальского национального парка.

На береговой линии Байкала силами сотрудников МЧС, представителей общероссийского народного фронта, администрации муниципалитетов, школьников и волонтёров, была проведена уборка мест отдыха, пользующихся популярностью у туристов и местного населения. В данном мероприятии было задействовано около 800 человек. Около 600 мешков с бытовым мусором было собрано и вывезено в ходе проведённых работ.

Crack — могучий переход по сибирскому льду на семейном кроссовере

Есть что-то нереальное в том, чтобы сидеть в центре сцены в баре в Сибири в 6 утра, завтракая сосисками и яичницей, пока молодые русские старлетки трясутся под последние глупые поп-хиты на гигантском телеэкране.

Персонал и владелец выстраиваются в очередь вдоль прилавка, наблюдая, как несколько изможденных западных европейцев выясняют, является ли серый хрящ, наполняющий тарелку блинов, животным, растительным или минеральным.

Изо всех сил пытаясь справиться с Восточным чудовищем в начале этого месяца, мы отследили его до его логова, где температура может упасть до -50 градусов по Цельсию.

В ледяной темноте сибирского утра мерцающие огни дискотек и караоке-бара через дорогу символизируют приграничный характер Иркутска.

Когда-то город был объявлен «сибирским Парижем» кем-то, кто никогда не был в пределах досягаемости французской столицы.Иркутск — мешанина из уродливого посткоммунистического цемента и тонущих деревянных лачуг. Посередине — ненавистная архитектура советских времен, наполняющая душу мраком.

Но мы здесь не для того, чтобы восхищаться его красотой, мы здесь, чтобы пересечь соседнее озеро Байкал, самое большое пресноводное озеро в мире по объему, где сосредоточено 23 процента пресных поверхностных вод планеты. Максимальная глубина составляет более 1,6 км, поэтому это также самое глубокое озеро в мире.И мы пересекаем его на кроссовере Mazda среднего размера.

Озеро может похвастаться несколькими ориентирами, в том числе самым старым озером в мире, которому 25 миллионов лет. Это дом для множества видов, уникальных для этого места. Один из них — омуль, который является основным продуктом каждого местного блюда.

Сейсмический фронт

К счастью, для нашего плана движения Байкал сильно замерзает зимой на глубине более одного метра льда.К сожалению для нас, по мере приближения весны трещины открываются и разносятся по льду до 30 км. Чтобы добавить острых ощущений и увеличить риск разливов, каждые несколько месяцев Байкал встряхивает. Он активен на сейсмическом фронте.

Россияне славятся своей стойкостью и стойкостью перед лицом невзгод. Они должны быть где-то здесь.

Иркутчане знают это лучше других.Бывший гарнизонный городок, которому было поручено держать под контролем соседних бурят и следить за соседями на юге, он также был главным городом для окрестных лагерей для военнопленных, куда отправляли ссыльных.

Согласно объявлениям в местном музее, в XIX веке миллион заключенных маршировали из западных регионов в дикую сибирь, многие со своими семьями на буксире.

Неизменно они добирались из трудового лагеря и шахт в город.Культуру добавила элита в изгнании, возглавившая неудавшееся восстание декабристов 1825 года. И все это в далекой замороженной пустоши в 5 500 км от ее московских правителей. Неудивительно, что он заработал печально известный титул столицы убийств России.

Излишне говорить, что в таком далеком приграничном городке сообщения об атаках нервно-паралитического газа на бывших шпионов, базирующихся в Великобритании, вызывают не более чем пожатие плечами. Одна русская женщина на ломаном английском говорит: «Мы не узнаем правды.”

Расширить разговор о президентских выборах, и очень немногие россияне, желающие говорить с нами о политике, постоянно говорят, что Путин наводит порядок там, где раньше царили хаос и преступность.

Крещение

Быстрый разговор возвращается к Байкалу и всепроникающей рыбе омуля.

Кто-то в Mazda явно осознал эпифанию об эпическом тест-драйве после сильного удара водки и омуля, и придумал грандиозный план, чтобы проехать на новом CX-5 — полноприводных версиях, давайте не будем здесь глупостей — через замороженный Байкал.

Майкл МакАлир осматривает замерзшие просторы Байкала

Безусловно, изображения на открытках выглядят завораживающе: лед блестит на зимнем солнце, а на полупрозрачной поверхности видна прозрачная вода под ним.

Как и все в Сибири, реальность кусается. Снег по щиколотку, когда мы направляемся к устью реки Ангары, единственной реки, которая вытекает из озера.

Алекс, коренастый чемпион России по парусному спорту, который может стать хипстером-серфером, — наш проводник по замерзшему льду. Его продуваемый ветрами вечный загар предполагает, что его жизнь больше связана с обрезкой парусов, чем с лопатой снега, но он предан водам Байкала.

Прежде чем мы направимся на лед, он произносит обычный инструктаж по технике безопасности, прежде чем закончить на довольно зловещей ноте.«В среднем по льду проезжает одна машина в год». Не пристегивай ремни безопасности, держи двери незапертыми, и все будет в порядке. Если мы все-таки войдем, у нас будет две минуты до того, как машина утонет. — У нас достаточно времени, чтобы среагировать, — заверяет он нас.

На самом деле ездить по льду без разрешения — незаконно, и, похоже, это единственное правило, которое соблюдают российские водители. Так что, по крайней мере, нам не придется беспокоиться о пробках.

На 8.В 30 утра выезжаем на лед. Под нашими шинами находится легкий слой снега глубиной около 8 см, а под ним слой льда, который, как мы надеемся, имеет толщину около метра. Наш конвой, состоящий из дюжины Mazdas, — идеальный внедорожник. Забудьте о своем прочном внедорожнике. Trekol 39294, похожий на багги-амфибию, представляет собой монстр-амфибию 6×6.

Trekol 39294, грузовик-амфибия 6×6 и наш ведущий автомобиль через озеро Шина
уступает

России по своей сути, она составляет почти три метра в высоту, но весит менее трех тонн благодаря стекловолоконным панелям кузова.Несмотря на свой размер и шесть ведущих колес, он оставляет самые легкие следы от шин, в то время как наши маленькие CX-5 роют траншеи в снегу. План таков, что он укажет путь, оставив нас идти по его слегка проторенным тропам.

Маршрут пришлось откорректировать из-за трещин во льду. На этот раз мы надеемся на сильное похолодание, но в этот день относительно мягко -6 градусов тепла.

То, что должно было быть 40-километровым прямым пересечением озера, теперь приведет нас к северо-востоку, в результате чего наше общее расстояние через замерзшее озеро превысит 60 км. По оценкам, это займет четыре часа. У Зверя с Востока другие планы.

Обнимая западное побережье, мы проезжаем небольшой порт с рыбацкими лодками, застывший во льду. Приятно видеть берег в поле зрения. Спустя три часа, а западный берег все еще виден изредка между метелями, начинает проявляться осознание того, что мы действительно должны быть дальше на запад.

Время от времени Трекол исчезает впереди, а сильные ветры с озера носят снег по его следам.Радио требует, чтобы он остановился и вернулся, чтобы вытащить CX-5 из сугроба или просто указать нам путь, — регулярно и часто.

Риск заключается не только в том, что лед может треснуть, но и в больших скрытых осколках, покрытых снегом; ударить по ним — все равно что врезаться в кирпичную стену. Даже пересечение того, что выглядит как управляемая куча снега, может быть опасным. Сначала она относительно квадратная и прочная, но падение с другой стороны с треском опускает подвеску.

Конвой

Когда машины все же застревают, колонна из дюжины Мазд останавливается. И это приводит к дальнейшим проблемам. Автомобили собираются слишком близко друг к другу, словно сбиваясь в кучу для комфорта и уверенности, когда видимость исчезает. Радио потрескивает, предупреждая, что слишком много автомобилей, припаркованных слишком близко, могут оказаться слишком тяжелыми на одном участке льда. В следующий раз, когда мы останавливаемся, водители соблюдают дистанцию.

Затем идет трещина.По обе стороны горизонта уходят большие сейсмические трещины. Здесь две ледяные пластины, выросшие на каждом берегу, встречаются и трутся друг о друга. Местами он всего около трех метров в ширину и, кажется, покрыт льдом, хотя, возможно, более легким и более слякотным.

Массивная трещина в месте пересечения двух ледяных пластин преграждает нам путь через озеро.

Если вам удастся хорошо пробежать, вы можете просто пережить это.С другой стороны, на льду ты будешь на заднице перед вторым шагом разбега. Что же до катания по нему на CX-5, то это просто отправит еще одну машину и идиота на темное дно Байкала.

«Трекол» и его российская команда отправляются на поиски наименьшего пробела. Затем они приводят нас к точке, где, как они считают, мы можем перейти через импровизированный мост. Они накапливают снег на тонком слое льда трещины, а затем кладут пластиковый чехол.Затем они скручивают вместе несколько случайных кусков дерева, чтобы создать две тропинки, достаточно широкие для шин Mazda.

Алекс (справа) наблюдает за строительством импровизированного перехода трещины во льду.

Снаружи, наблюдая за операциями, Алекс дает дружеский совет, прежде чем мы перейдем через дорогу. «Давай, полный газ и не останавливайся». Жалко, потому что я планировал припарковаться на полпути, чтобы полюбоваться видом.

Whiteouts

Мы на льду уже более трех часов, и мы даже не прошли половину пути. Проблема в том, что ветер вызывает регулярные сильные метели и белые пятна. Так что каждые 200 метров ведущая или вторая машина застревает. Это становится рутиной. И на извивающейся S-образной тропе, которую мы прокладываем сквозь снег, кажется, что мы изо всех сил стараемся ни к чему не добраться.

Затем на 2.В 48 часов — более шести часов после осторожного выезда на лед и на два часа позже запланированного — мы замечаем серые очертания восточного берега. Сначала мой коллега по машине Дэвид Бэннон из Mazda Ireland назвал это миражом. Но очень медленно из белого тумана вырисовывается мерцающий серый контур. Конец близок. Тем не менее, чтобы добраться до берега, требуется еще час.

Каждые 200 м или около того кто-то неизменно застревает и должен быть спасен Trekol.

На четыре часа позже запланированного и замерзшего, мы подъезжаем к пандусу крошечной пристани в городе Клюевка, к большому удивлению местной жительницы, выгуливающей двух своих собак.Она нас не ждала. С другой стороны, мы не ожидали, что окажемся здесь.

Но хорошая новость в том, что мы снова на дорогах общего пользования. Не то чтобы условия вождения резко улучшились. M55 — это покрытая гнилью автострада, огибающая южный край Байкала.

Это часть знаменитого Транссибирского шоссе, соединяющего восток и запад, большую часть времени проходит вдоль одноименной железной дороги, самого длинного железнодорожного сообщения в мире.

Это главная дорога, соединяющая малонаселенную Тихоокеанскую окраину России с густонаселенным западом, только частично. Учитывая его важность и экономичность, термин «шоссе» может вводить в заблуждение. В любом случае это одна полоса движения, примерно равной ширине средней ирландской национальной дороги.

Pitstop

Грузовики проезжают на полной скорости по частично засыпанной дороге.Время от времени мы сталкиваемся с автомобилем или грузовиком, который соскользнул в канаву, и его пассажиры ждут, пока машину откопают. В одном случае это большая платформа с экскаватором сзади.

Местные дороги забиты легковыми и грузовыми автомобилями, которые съехали по боковым берегам.

Восемь часов на озере требуют быстрой остановки в соседнем городе Бабушкин. Подъезжаем к потрепанному праворульному японскому импортному автомобилю. Пара сидит на переднем сиденье и смотрит старый портативный телевизор, стоящий на приборной панели.В машине есть занавески. Трудно сказать, короткая ли это остановка в их поездке или в их доме.

В одном конце здания дверь, по-видимому, в туалеты. Позади него небольшая гостиная-офис, где улыбающаяся пожилая женщина смотрит русскую мыльную оперу по старому цветному телевизору. Это передовая линия посткоммунистического предпринимательства.

Справа от нее три писсуара и ряд приземистых унитазов за распашными дверями в стиле салона.Плата за пользование помещением составляет 15 рублей (20 центов).

Ресторан — это капсула времени 1970-х годов. Еда и напитки выставлены на полках, а цены на них написаны от руки. Почетное место в стеклянной витрине занимает бар Bounty неопределенного урожая.

Но голод, который у нас был после восьми часов на льду, улетучивается с первым дуновением из кухни кафе. Это потрясающая смесь маринованного уксуса, вареной капусты и средства для мытья полов.

Вернувшись на дорогу, мы движемся по направлению к Улан-Удэ, столице Бурятии, небо чистое, и, несмотря на то, что термометр автомобиля показывает -8 градусов, снег очищается, показывая асфальт. Крошечные деревянные домики сбиваются в кучу у дороги.

Дымовые трубы — первые признаки города.Он гордится тем, что является домом для самой большой цементной головы Ленина на планете. Кто-то должен был это иметь, так почему бы не Улан-Удэ.

Огромная голова Ленина в столице Буряти, Улан-Удэ
Steam clean

CX-5 держится на удивление хорошо, хотя один из сопутствующих CX-9, кажется, стал полноприводным из-за ударов и ударов по льду.

Единственная проблема с нашей машиной заключается в том, что на скорости более 100 км / ч лед все еще цепляется за подвеску автомобиля и днища пола, заставляя его сильно вздрагивать. Как будто он страдает посттравматическим стрессовым расстройством из-за того, что ему только что пришлось пережить. Единственный ответ — чистка паром.

Для нас ответ — ужин. На втором этаже, кажется, невзрачного офисного здания — через дорогу от ирландского паба Harat’s Улан-Удэ — находится Орда.

Саундтрек ресторана переливается от чисто азиатских народных песен до хриплых русских маршей.Ассортимент блюд доказывает, что кухня фьюжн — это не просто модная прихоть претенциозных поваров; это отражение культурных столкновений, происходящих в жизни многих людей.

По-своему нынешний урожай кроссоверов, частично хэтчбеков, частично грузовых автомобилей, частично внедорожников, увлечение, которое дает жизнь таким автомобилям, как Mazda CX-5, отражает аналогичное слияние автомобильных культур.

Что касается Байкала, то его лучше оставить Алексу и омулю. Озеро — безмятежно красивый водный гигант на пути с востока на запад. Но лучше ехать по шоссе.

При выезде из озера лед, прилипший к ходовой части Mazda, заставляет машину вздрагивать на скорости более 100 км / ч на дороге.

Каково это на самом деле проехать по замерзшему озеру Байкал

Когда я сидел за обеденным столом на 23-м этаже пятизвездочного отеля в Москве, слушая, как мои новые путешественники обмениваются приключенческими историями, я подумал о том, насколько резко изменились это было из той жизни, в которой я жил всего 24 часа назад.Тогда эта 27-летняя Флоридианка провела 12 месяцев в душной кабине и могла сказать, что уехала из страны только один раз за предыдущие 10 лет. Теперь я был в 5700 милях от дома.

За несколько недель до отъезда я стоял на стоянке у больницы и разговаривал по телефону с российской авиакомпанией, когда Джессику, мою 38-летнюю сестру, переводили в хоспис. Она была втянута в благородную борьбу с раком, и был шанс, что она скоро умрет. Я знал, что, возможно, никогда не прощу себя, если это произойдет, пока меня не будет, но моя жизнь стала пустой, ограниченной и бесцельной, и я отчаянно нуждался в переменах.

Во время той недавней международной поездки — фотоэкспедиции в Исландию — я слушал, как мой гид взволнованно рассказывал о предстоящей экспедиции в Сибирь: эта идея застряла у меня в голове. Это было совсем не так, как 90-градусная погода, пальмы и плоскость острова Палм-Бич. Для меня это был прекрасный шанс по-настоящему оторваться от всего, что я знал. Джесс хотела бы, чтобы я воспользовался этим странным и хрупким моментом мужества. Я сказал авиакомпании: «Забронируйте».

Неожиданное изменение тона разговора за столом в Москве — сдвиг в сторону волнения и трепета.Кто-то упомянул причину, по которой мы, восемь незнакомцев, собрались в этом уголке мира: через несколько дней мы отправимся еще на 3000 миль на восток к озеру Байкал и отправимся в ледовую экскурсию по самому глубокому в мире неокеаническому телу. вода — просто ради острых ощущений.

Это был шестичасовой перелет до Иркутска, Сибирь, где мы встретили наш караван. Я сразу же забрался в переднюю левую пассажирскую часть ведущего автомобиля Toyota Land Cruiser 1986 года выпуска. Передняя позиция — опасное место, но вместе со всем нашим багажом на крейсере было место только для главного гида Антона и еще одного пассажира.Логика заключалась в том, что, если этот головной вагон неправильно врежется в расселину и провалится сквозь лед, по крайней мере, он будет перевозить наименьшее количество людей.

В Сибири мягче, чем в Москве. Пейзаж прекрасен, а просторы земли безграничны. «Это тайга», — сказал Антон, заметив сияние в моих глазах, когда я заглянул в новый для меня биом. Каждую минуту дорога стирает с дороги следы чего угодно, только не природы. Это было чисто; это было сыро. Пробираясь через тайгу, я понял, что это самое дальнее расстояние, в котором я когда-либо был от дома — и моя зона комфорта.

Внезапно мы остановились. У второй машины в нашем окружении — большого фургона с поднятой подвеской и внедорожными шинами — вылетел болт из задней оси. Измученный пассажир, который, как я позже узнал, однажды отправился в базовый лагерь Эвереста и путешествовал на верблюде по марокканской пустыне, рассказал об этом опыте: «Я услышал хлопок, и внезапно мы стали раскачиваться из стороны в сторону. Моя жизнь промелькнула перед моими глазами! »

Это был только первый день, и мы даже не вышли на лед, но уже столкнулись с реальной угрозой опасности.Удивительно, но я не был обеспокоен или обеспокоен так, как обычно. Совершенно не в своей тарелке, я обнаружил, что мои нормальные реакции больше не кажутся мне уместными. Я подозревал, что они уже никогда не будут такими, как раньше.

Вскоре мы вернулись на дорогу и не сбавляли обороты, пока не доехали до Бугулдейки. Кажущийся город-призрак был там, где мы должны были войти в замерзшее озеро Байкал шириной 50 миль.

Мы подошли к береговой линии, приближаясь, не сбавляя скорости. Кажется неестественным идти прямо к водоему в машине, которая не подает никаких признаков остановки, и я беспокойно выпалил: «Все будет хорошо, да?» Антон ответил: «Посмотрим.”

«Ответственный» или нет, но некоторые вещи просто выходят из-под контроля человека — даже такого способного человека, как Антон.

С того момента, как наши покрышки коснулись льда, Антона уже не было. Раньше он был немногословен, а теперь был полностью сосредоточен на льду. Его голова непрерывно поворачивалась слева направо, исследуя как можно дальше на восток, запад, север и юг. Он искал во льду трещины, которые могли привести к катастрофе. Он сказал мне не пристегивать ремень безопасности, открывать дверь и всегда носить обувь — на всякий случай.

Наконец-то мы нашли хорошее место для остановки и мы с товарищами сделали первые шаги по льду. Некоторые из нас перетасовали, некоторые упали, но постепенно желание исследовать заставило всех нас научиться доверять льду.

Мы продолжали этот путь в течение 10 дней, управляя автомобилем, а затем останавливаясь, чтобы просунуть голову под сосульки, свисающие с разных форм рельефа, или сфотографировать глубины сквозь прозрачный трехфутовый слой, отделявший нас от 5000 футов достаточно холодного, чтобы . .. убить тебя водой.

Как мы выяснили, это было то, что многие считали «настоящей Россией», вдали от Wi-Fi и роскошных отелей.Ни на мгновение никто из нас не воспринимал то, что мы делаем, как должное. С каждым новым шагом по льду наши разговоры становились все тише, и наше внимание переключалось на наши собственные развивающиеся отношения с окружающей нас природой. Там, в порывах ветра и отрицательных температурах, ограничения, ограничивавшие мою жизнь, казалось, растаяли.

Я помню чувство, которое у меня было, когда наши задние колеса в последний раз оторвались ото льда. Я мог видеть одно и то же у всех на лицах. Привычка возвращалась, и восторг от преодоления наших границ — этот смелый процесс, посредством которого мы открываем новые части себя — медленно ускользнул из опыта реального времени в память.

Я подумал про себя, Сколько еще раз я буду так себя чувствовать? Сколько еще таких вдохновляющих мест осталось в этом мире? Было трудно покинуть Сибирь, но в самолете, возвращаясь к тому, что было похоже на чистый лист, я знал, что это только начало и впереди еще много хороших вещей. Джессика трагически скончалась за месяц до моего отъезда, но отчасти благодаря ей у меня хватило смелости начать создавать ту жизнь, которую я хотел. В один драгоценный, мимолетный момент, когда я стоял на парковке у больницы много месяцев назад, что-то пошатнуло основы моих сомнений и моего самодовольства и вытолкнуло меня в мир.Я думал: Хорошо, боюсь, тебе просто придется пойти со мной. Потому что я уйду, несмотря ни на что. Пора посмотреть, что возможно.

>> Следующая: Удивительная история московской продовольственной революции

Путешествие: Озеро Байкал, Сибирь | Шотландец

Колонна машин пересекает толстый сибирский лед. Фото: Лиза Янг

Лед трескался, как дробовик, когда я ехала к сибирскому озеру Байкал. Замерзшее озеро лежало впереди, как мрачно-красивая белая пустыня, и я собирался ехать по нему, следуя новаторскому 62-километровому маршруту по его скользкой поверхности.

Священное море русской народной песни, Байкал — старейшее, самое глубокое и седьмое по величине озеро в мире. Объект наследия ЮНЕСКО, он расположен в Южной Сибири, недалеко от границы с Монголией. Ему 25 миллионов лет, и он содержит 23 процента незамерзшей пресной воды в мире, имеет глубину 2 км, длину 644 км и ширину 80 км. Полностью замороженный с января по май, он может достигать -45 ° C, а лед глубиной 50-80 см и достаточно прочным, чтобы выдержать пятитонный автомобиль, смелые могут отправиться на озеро, чтобы получить незабываемые впечатления от вождения. .

Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку новостей

Информационный бюллетень i прорезал шум

Я прибыл в Сибирь после шестичасового перелета из Лондона в Москву, а затем шести с половиной часов полета в Иркутск. один из самолетов сибирской авиакомпании S7 в цвете Кермит. Мы были всего в часе езды от токийского времени на востоке, в 350 км к северу от Монголии, с Казахстаном на западе.

Спасательно-спасательная машина шла впереди. Изображение: Лиза Янг

Сибирь — огромная российская провинция, простирающаяся от Западной Европы до Японии, с одними из самых экстремальных погодных условий в мире и малочисленным населением в 36 миллионов человек.

Летом путешественники приезжают издалека, чтобы исследовать Великую Байкальскую тропу, сеть маршрутов через горы, окружающие озеро, но я приехал зимой, чтобы проехать через замерзшее озеро в колонне машин. То есть автомобили в отличие от внедорожников. Я бы ехал на стандартном для дорог Mazda CX-5 автоматическом полноприводном внедорожнике с 2,5-литровым бензиновым двигателем, с единственной уступкой для бездорожья — зимними шипами. Надеюсь, он выдержит такие экстремальные условия вождения.

Наш путь пролегал из аэропорта Иркутска через сибирский лес до города Листвянка, затем мы ехали через озеро Байкал на 62 км и выезжали на Транссибирское шоссе, заканчивающееся в городе Улан-Удэ.

В течение следующих нескольких дней мы будем в надежных руках Алекса Симакина, главы компании «Автозум» («Открывая Россию»), который провел более 20 международных автомобильных экспедиций, и Emercom, российской группы безопасности, специализирующейся на вождении на озере. Байкал, который заранее обследует лед и возглавит колонну.

Строительство моста из деревянных досок для перехода через открытую воду на Байкале. Картина: Лиза Янг

Но перед главным приключением мы остановились в отеле «Легенда Байкала» в Листвянке, шаг назад во времени, с его блеском, шармом и скромной мебелью советских времен. Теплый и достаточно удобный, с прекрасным видом на озеро. Ночью, пока на улице выпал снег, мы пообедали в соседнем ресторане «Свар» традиционным блюдом из омуля, белой рыбы, характерной для Байкала, с маринованными овощами, а затем свиными ребрышками на гриле.

На следующее утро нас проинструктировали по технике безопасности при вождении по льду и предупредили о рисках, от сильного холода до падения автомобиля сквозь лед — редко, но вы должны знать .

Можно подумать, что лед был льдом, везде одинаково скользким, но Байкал тверже и скользче, чем где бы то ни было в мире, и производители шин и автомобильные компании приезжают сюда, чтобы испытать свои изделия.

Алексей дал нам несколько советов новичкам-байкальским ледогенераторам. «Не бывает безопасной езды по льду.Всегда есть риски. Лед опасен и его поведение непредсказуемо. Самое опасное — поскользнуться на льду. Если мы все сделаем правильно, у нас все будет хорошо ».

Однако мы не ожидали самого сильного снегопада в Южной Сибири за последние десять лет, который сделает поездку более сложной и определенно более медленной.

Отправляясь в колонну к озеру, было захватывающе видеть его огромные размеры от берега, а затем впервые выехать на лед.Там, где ветер унес большие участки без снега, лед был совершенно прозрачным, а вода была талая водой с пяти окружающих горных хребтов, включая Урал, Алтай и Верхоянск, и была чистой и кристально чистой.

Emercom лидировал на автомобиле-монстре — Trekol-39294 (он же болотный грузовик) — специализированном вездеходе-амфибии, способном работать при температурах от –60C до 60C. Мы пошли по его следам, объездов не было, на случай, если проедем через брешь во льду.

Голос Алекса раздался по рации с напоминанием не пристегивать ремни безопасности и держать двери незапертыми на случай, если нам придется быстро выбраться наружу. «Обычно машинам требуется около 2 минут, чтобы тонуть, так что у вас будет достаточно времени, чтобы уехать», — уверенно сказал он. В противном случае у меня и моего штурмана был план Б, чтобы выбраться через люк на крыше.

Другие инструкции по вождению по льду включали не ускоряться по трещинам, не чрезмерно поворачивать и все делать медленно. Автомобили должны находиться на расстоянии не более 100 метров друг от друга, не менее 50 метров, избегая слишком большого веса в одном месте.

Перед нами стояла дополнительная задача — постараться не застрять в глубоком снегу, а также была трудность, заключающаяся в том, что мы не могли видеть глубокие трещины, щели или глыбы льда, которые мог бы скрыть снег.

Часто останавливаясь, чтобы Emercom просверлил лед и убедился, что он достаточно толстый, чтобы его пересечь, наш скользящий конвой продолжал свой путь.

Температура была около -20 ° C, и мы чувствовали себя холоднее из-за проникающего фактора ветра

, но мы были хорошо подготовлены в теплой куртке, хороших перчатках, шляпах и слоях утепленной одежды. Также необходимо иметь множество зарядных устройств, так как из-за сильного холода аккумуляторы быстро разряжаются.

Мы ехали в колонне, по два водителя на машину, и пересекли озеро на полпути. Чем дальше вы путешествуете, тем больше забываете, что находитесь на льду.

Самым большим препятствием была огромная трещина, обнажающая значительный участок открытой воды, и Emercom потребовалось полчаса, чтобы построить импровизированный мост из досок, которые они привезли с собой, затем мы по очереди поехали.

Ехать было очень весело, бороздить сугробы, и всех впечатлило то, как машина справляется с жесткими условиями и маневренно.Мы ехали со скоростью около 30 километров в час, чтобы поддерживать скорость, и время от времени задняя часть машины раскручивалась, или мы врезались в хорошо замаскированный замерзший кусок, избегая огромных торосов и осколков льда, похожих на выступающие гигантские кристаллы. из ледяного озера, и достаточно большой, чтобы согнуть колеса и закончить поездку. Время от времени мы останавливались, чтобы размять ноги или ждать, пока команда безопасности спасет кого-то, застрявшего в снегу.

Наконец, мы добрались до другой стороны и, оставив озеро позади, выехали на Транссибирское шоссе для трехчасовой поездки в Улан-Удэ, где наше путешествие закончилось в гостинице «Мерген Батор» и вращающемся Баре 12 на крыше.

То, что должно было быть четыре с половиной часа перехода без снега, превратилось в восемь часов со снегом, но каждая секунда была захватывающей, захватывающей и волнующей. Мне понравилось это приключение, и я планирую повторить его снова — без снега в следующий раз.

Алекс организует комплексные, беспилотные, шестидневные экспедиции (исключая полеты) по Байкалу в зимние месяцы для всех, кто старше 21 года. Профессиональный водитель будет в автомобиле, чтобы помочь с любыми проблемами, но вы будете за рулем.Если у вас нет прав, вы можете путешествовать в качестве пассажира (возраст не менее 12 лет). Цены от 2000 фунтов стерлингов (1770 фунтов стерлингов). Discoverrussia.vip/baikal_2018_rus, [электронная почта защищена], тел .: +7 (495) 008 1687; Discoverrussia.vip

Туристическая виза стоит от 70 фунтов стерлингов за пятидневный оборот. Для более быстрого обслуживания вы можете обратиться в агентство, которое будет стоить дороже, плюс есть стоимость письма-приглашения, необходимого для посещения России, хотя, если вы забронировали отель, это обычно бесплатно при бронировании.

Съемка замерзшего Байкала: самого глубокого и самого старого озера на Земле

Байкал… впечатляет. Это самое глубокое и чистое озеро на Земле. Когда мы планировали поездку, мы не представляли, насколько она будет чудесной, величественной и сказочной. Мы были восхищены его красотой, настолько, что почти не спали все три дня, что были там.

Озеро Байкал составляет около 600 км (373 мили) в длину. Толщина льда наверху достигает 1,5–2 метров (5–6,5 футов) — в самом толстом виде он может выдерживать транспортные средства весом около 15 тонн, но иногда мы видели упавшие машины.

Но лед не только крепкий, но и великолепный: в разных частях озера видны разные узоры, потому что вода замерзает слой за слоем. Лед Байкала также самый прозрачный в мире! Вы можете увидеть все вплоть до дна: рыбу, зеленые камни, растения и голубоватый залив. Вода в озере настолько прозрачна, что вы можете видеть различные объекты даже на глубине 40 метров (130 футов).

Пузырьки во льду являются результатом газообразного метана, производимого водорослями.

Байкал — самое глубокое озеро в мире. Его происхождение и возраст до сих пор вызывают научные аргументы, поэтому давайте просто скажем, что Байкал является крупнейшим резервуаром пресной воды на Земле, его глубина составляет 1642 метра (5387 футов). Только два других озера в мире имеют глубину более 1000 метров: озеро Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м).

В некоторых местах лед скользкий, как зеркало — можно снимать идеальные отражения. Многие путешественники передвигаются на коньках, велосипедах или санях. Некоторые проходят несколько сотен километров, спят в палатках на льду. Это невозможно описать, но это чудесное место, очень атмосферное.

Лед все время трескается. Когда мороз сильный, лед делит трещины на разные участки. Длина этих трещин колеблется от 10-30 км (от 6 до 18,5 миль), а ширина составляет 2-3 м (6,5-10 футов). Трещины случаются ежегодно примерно на одних и тех же участках озера. Когда это происходит, за ними следует громкий ТРЕЩИН, напоминающий гром или выстрел.

Лед на Байкале держится до мая, но к апрелю по нему никто не ездит.

Единственная река в мире, которая вытекает из озера — Ангара, все остальные реки впадают в озеро. Существует легенда, что у отца Байкала было 336 рек — 335 сыновей и одна дочь Ангара. Все сыновья направились в Байкал, чтобы пополнить запасы воды, но дочь влюбилась в Енисей (еще одна река в России) и стала брать воду отца своему любовнику.

В ответ отец Байкал бросил в дочь огромный камень и проклял ее. Эта скала называется Шаман-Камень; Он расположен в истоке Ангары и считается началом реки.


Об авторе : Кристина Макеева — фотограф и инженер из Москвы, Россия. Вы можете увидеть больше ее работ на ее веб-сайте, в Instagram и на 500px. Эта статья также была опубликована здесь и отредактирована для ясности.

Для россиян в условиях пандемии озеро Байкал — место, которое стоит увидеть и быть увиденным

Обычно к самому глубокому озеру в мире катаются зимой иностранцы.Но из-за того, что многие границы закрыты, русские толпами прибывают, чтобы снимать видео в TikTok и делать снимки в Instagram.


НА ОЗЕРЕ БАЙКАЛ, Россия — Она проехала 2000 миль за этот момент: Вывешивая люк на крыше своего белого Lexus S.U.V. которые блестели под слепящим солнцем, лицом к лицу с селфи-камерой смартфона, басами, визгом шин, резанием пончиков по сине-черному льду с белыми прожилками.

«Это для Instagram и TikTok», — сказала Гульнара Михайлова, которая ехала два дня и две ночи, чтобы добраться до озера Байкал с четырьмя друзьями из далекого сибирского города Якутска.

Было около нуля градусов по Фаренгейту, когда г-жа Михайлова, работающая в сфере недвижимости, надела купальник, забралась на крышу своей машины и, откинувшись, позировала для фотографий.

Это зима на самом глубоком озере в мире, 2021 Pandemic Edition.

Экскурсоводы называют это «Русским сезоном». Обычно иностранцы — многие из соседнего Китая — стекаются в это время года к сибирскому озеру Байкал, чтобы кататься на коньках, велосипедах, ходить в походы, бегать, водить машину, парить и кататься на лыжах по ледяному и снежному пространству, в то время как русские спасаются от холода, чтобы Турция или Таиланд.

Но границы России все еще закрыты из-за пандемии, и, к удивлению местных жителей, толпы российских туристов променяли тропические пляжи на покрытые сосульками берега Байкала.

«Этот сезон не похож ни на один другой — никто не ожидал, что будет такая давка, такой туристический бум», — сказала Юлия Мушинская, директор исторического музея на популярном байкальском острове Ольхон.

Люди, работающие с туристами, по ее словам, «просто в шоке».

Если вы поймаете момент тишины на озере в форме полумесяца, длиной 400 миль и глубиной в милю, атака на чувства станет потусторонним.Вы стоите на трехфутовом льду, настолько твердом, что по нему безопасно проезжают тяжелые грузовики, но вы чувствуете себя хрупким, быстрым и маленьким.

Тишина вокруг вас каждые несколько секунд прерывается потрескиванием снизу — стонами, хлопками и странными звуками техно-музыки. Посмотрите вниз, и несовершенства прозрачного льда превратятся в бледные мерцающие занавески.

И все же трудно найти тишину.

В то время как правительства западных стран не поощряют поездки во время пандемии, в России, как это часто бывает, все по-другому.Кремль превратил закрытие границ в связи с коронавирусом в возможность привлечь россиян, которые последние 30 лет исследовали мир за пределами бывшего железного занавеса, к отдыху дома.

В рамках финансируемой государством программы, начатой ​​в августе прошлого года, предусмотрено возмещение в размере 270 долларов США за поездки на отдых внутри страны, включая перелеты и проживание в отелях. Это один из примеров того, как Россия, в которой в прошлом году зарегистрировано одно из самых высоких показателей смертности от коронавируса в мире, во время пандемии часто ставила во главу угла экономику, а не здравоохранение.

«Наши люди в значительной степени привыкли к поездкам за границу», — заявил в декабре президент Владимир Путин. «Не менее важно развитие внутреннего туризма».

В последние месяцы на пляжи Черного моря и горнолыжные курорты Кавказа наблюдается огромное скопление туристов. Этой зимой, во время того, что некоторые называют «гендерным праздником» в связи с Днем защитника Отечества 23 февраля (когда в России отмечают мужчин) и 8 марта (Международный женский день), озеро Байкал было самым подходящим местом для посещения.

Это квинтэссенция туризма в эпоху Instagram.

Некоторые посетители приносят свои собственные штативы для смартфонов, многократно подпрыгивая, чтобы сделать идеальный снимок себя в воздухе перед ледяной стеной. Другие пилотируют дроны или запускают яркие дымовые шашки.

Недавно, на закате, группа туристов лежала на замерзшем озере на животах внутри естественного грота в прибрежных скалах и фотографировала мерцающие розами сосульки, свисающие с потолка.

«Выходи!» некоторые кричали, когда прибыла другая группа. «Отправляйтесь в поход, все вы! Вы закрываете солнце! »

«Ко всему этому привели социальные сети, — сказала экскурсовод в гроте Эльвира Доржиева. «Вот эти популярные места, и это похоже на:« Все, что меня волнует, — это то, что я хочу видеть в Интернете »».

Самые востребованные фотографии связаны с чистым льдом, поэтому некоторые гиды несут с собой кисти, чтобы сметать снег.

Никита Бенчаров, выучивший английский язык, участвуя в международных турнирах по настольному теннису в советское время, управляет обширным гостиничным комплексом на Ольхоне и оценивает, что в обычный год более 70 процентов посетителей, приезжающих зимой, — иностранцы.

В этом году почти все его гости — русские, что представляет небольшую проблему. Россияне, которые отдыхают за границей, привыкли к дешевому, комфортабельному жилью, которое сложно найти в дальних уголках своей страны. В отелях Ольхона в этом сезоне скромные двухместные номера ушли за 200 долларов за ночь; в некоторых кафе туалеты представляют собой неотапливаемые наружные ямы.

«Иностранцы уже немного подготовлены и благодарят Господа за то, что здесь хотя бы нормальная кровать, и что они не спят на медвежьей шкуре», — сказал г-н.Бенчаров сказал. «Они лучше россиян понимают, куда они едут и почему».

Многие операторы, ориентированные на иностранных туристов, изо всех сил пытались приспособиться. На Ольхоне в некогда китайском ресторане подают борщ.

На северной оконечности острова, где оранжевые скалы возвышаются над бело-голубым лабиринтом ледяных образований, флоты туристических фургонов отправляют сотни людей, чтобы скользить и карабкаться по нему, а затем глотать рыбный суп, подогретый кострами, разожженными прямо на льду. .

Семейная пара из Москвы, два инженера в возрасте от 30 лет, рассказали, что приезжают в Сибирь впервые. Один сказал, что был в восторге от пейзажа, но шокирован бедностью региона и сожалел о людях и о том, как им приходится жить.

Примерно в 50 милях отсюда, в рыбацком лагере на берегу озера, трое мужчин ночевали в металлической хижине на льду, воздух внутри был наполнен запахом вяленой рыбы, влажной подстилки и кедрового самогона в пластиковой бутылке на берегу. пол. Двое из них, пожарные, сказали, что они зарабатывают около 300 долларов в месяц и взяли несколько недель отпуска осенью, чтобы пополнить свой доход сбором кедровых орехов в лесу.

«Мы делаем минимум, жалуемся и жалуемся — вот и все», — сказал 39-летний Андрей, один из пожарных. «И что, мы слушаем Путина по телевизору…»

Он позволил голосу затихнуть, нервно рассмеявшись. Он отказался назвать свою фамилию, опасаясь возмездия за свою работу в правительстве.

Инопланетный пейзаж Байкала предлагает выход из невзгод и кризисов — временных и, возможно, обманчивых. Коронавируса, например, похоже, не существует, и на посетителях, упаковывающих туристические фургоны и рестораны, не видно маски. Их пренебрежительное отношение отразило независимый опрос, проведенный в этом месяце, который показал, что менее половины россиян беспокоятся о заражении вирусом и что только 30 процентов заинтересованы в получении российской вакцины от коронавируса.

«Это психоз», — сказала смотритель парка Елена Зеленкина о глобальном страхе перед вирусом, подавая чай и домашние дырочки от пончиков в сувенирном магазине рядом с горячими источниками на более тихом восточном берегу озера.

Группа любителей музыки из соседнего Иркутска даже провела свой ежегодный зимний музыкальный фестиваль в помещении.Один из зрителей, Артем Назаров, был из Беларуси — одной из немногих стран, граждане которой теперь могут легко въехать в Россию.

Беларусь, как и Россия, охватили антиправительственные протесты. Но, как и г-н Путин, президент Беларуси Александр Лукашенко держался, используя подавляющую демонстрацию силы, чтобы подавить беспорядки. Г-н Назаров сказал, что поддерживал протестующих, но, поскольку казалось, что их победа не является неизбежной и гарантированной, он продолжал движение.

Он провел волнующую неделю, гуляя и катаясь по Ольхону.Он с нетерпением ждал возможности большего туризма на открытом воздухе, на российском полуострове Камчатка или в Исландии, если границы откроются.

«У всех нас есть мечты и цели, которых мы хотим достичь», — сказал г-н Назаров. «Жизнь продолжается.»

Олег Мацнев провел исследование из Москвы.

Тайны на дне самого глубокого озера в мире | Андрей Тапалага №

Странное озеро Байкал в Сибири

Фотография озера Байкал (Источник: Into-Russia)

В мире всегда есть большой интерес к вещам, которые достигают самых высоких или низких вершин.Будь то самое высокое здание или самая глубокая дыра, за этим всегда скрывается увлекательная история. Однако Байкал немного другой.

Самое глубокое и самое старое озеро в мире было бы главной достопримечательностью, но что еще более интересно, это то, что большую часть времени озеро замерзло. Озеро очень редко тает, и даже когда лед оказался очень тонким, температура была все еще слишком низкой, чтобы кто-либо мог нырнуть, чтобы найти дно.

Глубина озера оценивается в 1637 метров, возраст озера — около 25 миллионов лет.Интересен тот факт, что в этом озере находится пятая часть мировых запасов пресной воды — около 23 000 кубических километров (5 670 кубических миль) воды.

Один из секретов, спрятанных в озере, — это 1000 уникальных видов рыб (обнаруженных на данный момент), обитающих в озере, и 245 видов водных растений, которые также уникальны для окружающей среды. Тем не менее, ученые предполагают, что на дне моря может быть еще больше видов рыб, может быть, даже разных существ.

Только в 2008 году небольшая группа исследователей осмелилась спуститься на дно озера на двух небольших подводных лодках, однако им удалось исследовать лишь небольшую часть огромного озера.На такой глубине давление настолько велико, что кислород очень быстро заканчивается.

Интересно то, что все эти виды морских обитателей имеют ключ к своей эволюции во льдах, которые защищали их миллионы лет. Есть разные предположения о создании этого глубокого озера.

Некоторые говорят, что он мог образоваться в результате падения большого метеорита на Землю 25 миллионов лет назад, хотя это фантастическое утверждение, поскольку метеорит такого большого размера мог бы уничтожить всю планету.

С другой стороны, более логичным объяснением образования этого озера является мощное сотрясение тектонических плит, которое вызвало такое сильное землетрясение, что гора раскололась на две части и за миллионы лет образовала озеро.

Зимой лед достигает даже 6 метров, что позволяет даже автомобилям безопасно перемещаться по озеру, не рискуя, что лед треснет. Удивительно, как существа, живущие в озере, эволюционировали, чтобы адаптироваться к таким экстремальным условиям.

Об озере ходит много легенд, даже некоторые доисторические. Говорят, что когда озеро тает, если лодка осмеливается плыть по озеру, из-за глубины из ниоткуда могут возникнуть огромные волны, затопившие любой корабль. Эта легенда была создана во времена правления Чингисхана.

Интересной загадкой является остров на озере, где было найдено старинное каменное сооружение длиной 300 метров, разделяющее исток озера. Считается, что это сооружение было построено местным культом в V веке, так как за этим сооружением находятся старые могильники.

Остров, отделяющий верховье озера (Источник: Pinterest)

Другая гипотеза этого загадочного горного образования состоит в том, что оно могло служить защитными стенами. Как бы то ни было, горное образование теперь стало частью озера, поскольку лед покрыл дно горного образования.

Это скальное образование стало магнитом для туристов, даже несмотря на то, что до него очень трудно добраться из-за неровных дорог. Местные власти хотели проложить дорогу прямо к истоку озера, однако местные шаманы запретили им это делать, так как это означало бы прикрыть могильники их предков.

Еще одна интересная история произошла в 1982 году, когда какой-то местный рыбак предупредил полицию, потому что они видели яркие огни, исходящие из глубины озера. Армия прибыла для расследования, нырнув в замерзшее озеро, чтобы увидеть, откуда исходит свет.

Говорят, что на глубине 50 метров солдаты столкнулись с гуманоидными существами, излучающими этот свет. Трое солдат были убиты, остальные бросились на поверхность. К этой истории следует относиться с долей скепсиса, поскольку считается, что это история, созданная местными жителями, к тому же нет никаких доказательств, оправдывающих это событие.

Самое большое, самое древнее и глубокое озеро в мире

W0zny / Wikimedia Commons

Хотя практически все человеческое население Земли живет на суше, наша поверхность на 71% покрыта водой. Из этой воды почти вся она находится в океанах, всего 2. 5% в виде пресной, а не соленой воды. Большая часть пресной воды Земли находится в ледниках, ледяных шапках и вечной мерзлоте, а вода и лед находятся под поверхностью. Большая часть остального, как и следовало ожидать, находится в больших резервуарах жидкой воды на нашей суше: в земных озерах.

В целом, пресноводные озера составляют всего 0,007% от общего количества воды на Земле, но составляют подавляющее большинство жидкой пресной воды на нашей поверхности. Большинство озер Земли относительно молодые, им менее 18 000 лет, и они образовались в конце последнего ледникового периода.Всего 20 озер во всем мире являются древними: им более 1 миллиона лет. Но Байкал — не только самое старое озеро Земли, которому 25-30 миллионов лет, но и самое большое. За этим стоит увлекательная наука.

И. Шикломанов (автор), П. Глейк (ред.), 1993

Озера Земли — основное место, где содержится жидкая поверхностная пресная вода, но большинство из них образовалось в результате отступления ледников. Большая часть пресной воды Земли заморожена в виде ледников и ледяных шапок, и это становится гораздо более серьезным во время ледниковых периодов: когда полярные шапки становятся большими и простираются до гораздо более экваториальных широт, чем их нынешнее местоположение.

Когда закончится ледниковый период,

  • большая часть замерзшей воды тает,
  • ведет к ледникам, прокладывающим пути и вызывающим эрозию,
  • с таянием ледников (и последующими осадками и сезонными изменениями), что привело к образованию озер (и рек),
  • и последующие схемы дренажа, ведущие к образованию дополнительных озер.

Например, все Великие озера, самые выдающиеся объекты пресной воды в Северной Америке, являются результатом дренажа реки Святого Лаврентия.

NOAA NCEI

Земля относительно часто переживает ледниковые периоды, с межледниковыми периодами, разделяющими их во временных масштабах, немного превышающих каждые 100000 лет.Почти все озера, обнаруженные в настоящее время на поверхности Земли, образовались во время этих недавних переходов между ледниковыми и межледниковыми периодами. Если в результате этих процессов было создано озеро, то, скорее всего, долго оно не просуществует. Большинство озер через долгое время будут заполнены наносами, отложившимися из впадающих рек.

Но есть несколько очень заметных исключений. Не в каждом озере есть река или ручей, впадающие в него, и не каждое озеро образовалось в результате ледниковых / межледниковых циклов и переходов. Вместо того, чтобы жить тысячи лет и иметь максимальную глубину всего в несколько сотен метров (до 1300 футов), в мире есть несколько древних и сверхглубоких озер: возраст которых составляет миллионы лет, а их возраст составляет более 1,6 км. ) глубокий.

VolcanoDiscovery / USGS

Древних озер на Земле немного, но все они имеют нечто общее: все они находятся в активных рифтовых зонах как следствие тектоники плит. Везде, где две плиты земной коры удаляются друг от друга — например, на границе расходящихся плит — может начать формироваться рифтовая долина. Со временем силы эрозии углубят эту рифтовую долину, создав огромную и глубокую яму.

То, что начинается как пропасть с двумя крутыми, почти параллельными сторонами, со временем расширяется, заполняясь отложениями от стенок трещины или, если условия подходящие, пресной водой.Из всех обнаруженных на Земле древних озер возрастом более 1 миллиона лет, огромные 75% из них были образованы именно этим процессом, за исключением случаев, связанных с такими событиями, как удары метеоров и вулканические явления.

Проект SeaWiFS, Центр космических полетов НАСА / Годдарда и ORBIMAGE

Если смотреть сверху, российское озеро Байкал кажется впечатляющим, но не впечатляющим.Расположенный в южной части Сибири, это едва ли половина площади озера Мичиган, занимая 7-е место среди озер мира на площади чуть более 31 000 квадратных километров (12 000 квадратных миль).

Однако регионы по обе стороны от озера Байкал находятся на чрезвычайно большой высоте, причем во многих местах высота над уровнем моря превышает 2000 метров (почти 7000 футов). Оно расположено точно на расходящейся границе плит, со временем расширившись так сильно, что озеро достигает 79 километров (49 миль) в ширину и имеет три отдельных бассейна.

Самое глубокое из них — центральная котловина — опускается на глубину 1642 метра (5387 футов), что делает его самым глубоким озером в мире.

NOAA / GLERL, пользователь reddit buak

Сколько воды в Байкале?

Если бы вы взяли всю пресную поверхностную воду в мире и сложили ее, у вас бы получилось достаточно, чтобы заполнить куб примерно на 35 км (22 мили) с каждой стороны.Это включает в себя все озера, реки, ручьи, болота, болота, живых существ и даже воду в атмосфере Земли.

Озеро Байкал, которое содержит больше пресной воды, чем любое другое озеро на Земле, отвечает за колоссальные 22% ее объема: более 23 000 кубических километров (5600 кубических миль). В нем вдвое больше воды, чем в озере Верхнее, в пять раз больше, чем в озере Мичиган, и больше, чем во всех великих озерах Северной Америки вместе взятых.

Набор данных NOAA / GLOBE

Насколько уникально озеро Байкал?

Дно озера находится более чем на целый километр ниже уровня моря, но образовавшая его рифтовая долина уходит намного глубже. Согласно исследованию, проведенному в Университете Аляски в Фэрбенксе, есть еще около 7000 метров (23000 футов) наносов, которые со временем упали в рифтовую долину, в результате чего дно разлома составляет невероятные 8-11 километров (5-11 километров). -7 миль) под поверхностью.Это делает геологический рифт, являющийся домом для озера Байкал, самым глубоким континентальным рифтом на планете Земля.

Какими бы впечатляющими ни были эти факты, важно мыслить геологически: этот континентальный рифт молод и активен. С каждым годом трещина увеличивается примерно на 2,0 сантиметра (0,8 дюйма). В Байкал впадает более 300 рек, но только одна — Ангара — впадает в него.

Xchgall / Wikimedia Commons

Насколько чистейшим является озеро Байкал?

Каждое другое большое высокогорное озеро на Земле в своей геологической истории было покрыто ледяными щитами с предыдущих ледниковых периодов. Когда ледниковые периоды заканчиваются, эти континентальные ледяные щиты скользят по ним, размывая озера.

Но не Байкал. Его отложения, что является уникальным среди этих озер, не демонстрируют никаких доказательств того, что ледяные щиты пересекали их. Вместо этого глубинные осадки керна (самое глубокое дно озера было впервые достигнуто в 1990-х годах) показывают, как изменился климат на протяжении почти 7 миллионов лет недавней истории. Необычные кристаллические твердые вещества, известные как газовые гидраты, обнаружены в озере Байкал, что делает его единственным в мире замкнутым пресноводным озером, где они есть.

Scientific Reports ISSN 2045-2322 (онлайн)

Сколько лет Байкалу?

Основываясь только на геологии озера, но подтвержденной исследованиями воды и наносов, возраст озера Байкал оценивается от 25 до 30 миллионов лет. Очень редко на Земле есть озеро, которое существует более 10 миллионов лет (только пять — даже кандидаты), и свидетельств старости озера Байкал неопровержимо.

Среди других очень старых озер — озера Иссык-Куль и Маракайбо, оба из которых являются солеными озерами, а не пресными, и оба имеют неопределенный возраст. Озеро Зайсан в Казахстане — единственное озеро, которое может быть старше, поскольку существенные свидетельства датируют его поздним меловым периодом, более 65 миллионов лет назад. Однако его точный возраст остается спорным; Озеро Байкал — старейшее озеро без большой неопределенности в его возрасте.

Сергей Габдурахманов / flickr

Озеро Байкал — не только самое большое, самое глубокое и старейшее озеро в мире, но и является домом для около 2000 уникальных известных видов животных, которые не встречаются больше нигде на Земле. Хотя озеро Байкал находится под защитой как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, за последние 50 лет средняя температура поверхности озера Байкал повысилась на 1,5 ° C.Наряду с химическим загрязнением озера Байкал, эта уникальная экосистема, остававшаяся нетронутой миллионы лет, теперь меняется быстрее, чем когда-либо прежде.

Но, пожалуй, самое замечательное в Байкале — это взгляд на то, как Земля развивается со временем. Здесь работают те же геологические процессы, которые заставили древний суперконтинент Пангея распасться и привели к образованию океанов Земли. Возможно, через сотни миллионов лет рифтовая долина, в которой сейчас находится озеро Байкал, станет соленым телом, связанным с нашими океанами.По многим параметрам это самое большое озеро на всей нашей планете.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *