Рено сандеро степвей драйв по бездорожью тест драйв: Столкновения с «Газелью» и бездорожье — — длительный тест Renault Sandero Stepway — Тест-драйв — Motor

Содержание

Тест-драйв Renault Sandero Stepway: самый доступный кроссовер?

Хорошо известная ранее модель, однако выход обновленной версии Sandero в связке с дебютом специальной серии Techroad, которая приправлена 0,9-литровым мотором ТСе и «роботом» Easy-R, является отличным поводом, чтобы детальнее рассмотреть это авто. Итак: что такое Renault Sandero Stepway, в чем его плюс и минусы, сколько стоит и какой расход, кто в конкурентах? Все ответы – ниже.

Позиционирование

Если верить официальному украинскому сайту Renault, то перед нами кроссовер. Да-да, именно так: модель выделена в группу кроссоверов и называется просто Stepway, без упоминания Sandero. Хотя сценарий этой истории даже более закручен: изначально существует компактный хэтчбек В-класса под именем Renault Sandero, который превратили в кроссовер (увеличен клиренс, защитные накладки по кузову, пр.) и добавили приставку Stepway в названии. Подобный рецепт уже имел успех в первом поколении модели: Sandero – c 2008 года, Sandero Stepway – с 2009 года. Теперь история повторилась и во втором поколении Renault Sandero, которое дебютировало в 2012 году. Одновременно появилась версия Stepway. В конце 2016 года автомобиль дождался планового обновления: изначально – для Европы (Dacia Sandero), позже для других стран и автомобилей под брендом Renault (к примеру, Латинская Америка дождалась обновлений только нынешним летом). Наконец, в 2019 году в Украине дебютировала лимитированная серия Techroad: оригинальные колеса, логотипы по кузову, отделка салона. Вот такая запутанная история для, казалось бы, простого автомобиля.

Первое поколения модели Sandero (в оригинале под брендом Dacia, на некоторых рынках Renault) появилось в 2008 году, кросс-версия Stepway дебютировала годом позже. Второе поколение автомобиля (включая и кросс-версию) было представлено в 2012, плановое обновление прошло на протяжении 2016-2017 годов (в зависимости от рынка). В статье представлен автомобиль Renault Sandero Stepway Techroad с бензиновым 3-цилиндровым 0,9-литровым турбо-мотором TCe и роботизированной КПП EasyR. Также вкратце рассмотрим Renault Sandero Stepway (не Techroad) и обычный Renault Sandero.

Как едет?

Выражаясь языком современных классиков: «нельзя просто так взять и сделать кроссовер». В том смысле, что создатели версии Stepway взяли основу обычного хэтча Sandero и «посадили» кузов на 40 мм выше, не забыв при этом о фирменной мягкости Renault-подвесок. Результат ожидаемый: заметные крены в поворотах, которые влияют на перераспределение веса между колесами – в резком повороте автомобиль может поехать наружу траектории под писк резины. Конечно, удалось добиться хорошей мягкости хода на волнах и наплывах асфальта, но в ямах с острыми краями и на лежачих полицейских подвеска взбрыкивает и потряхивает людей в салоне. А еще есть клевки при торможениях и при смене передач во время разгона. В последнем случае целиком и полностью виновата роботизированная коробка с одним сцеплением, которая попросту «отрезает» тягу, идущую от мотора к колесам. Причем чем быстрее вы пытаетесь разгоняться – тем хуже дела с переключениями передач: больше пауза и сильнее «клевок» при переключении передач.

Но стоит умерить пыл «начинающего гонщика» – и езда автомобиль становится покладистее. При плавном разгоне переключения РКПП происходят примерно на 2,5 тыс. об/мин и почти незаметны: так, плавные покачивания, да смена звука работы мотора. Здесь к месту и кнопка «ЕСО»-режима, который чуть зажимает раскрутку мотора и снижает динамику, но в итоге делает езду более плавной. А если выбраться на разбитую дорогу, то и вовсе начинаешь радоваться характеру Renault Sandero Stepway: он мягко качает на волнах энергоемкой подвески, ямы просто пролетаешь ходом, а РКПП постоянно пребывает на пятой передаче, не досаждая переключениями. Даже тяжелый руль, который устаешь вращать в городской толчее, тут оказывает в плюсах: есть стабильный «ноль» при езде по прямой. Единственное замечание – звукоизоляция: аэродинамические шумы на трассе заметны уже на 80-90 км/ч, при скорости 110-120 км/ч они становятся сильнее, а на 130 км/ч к ним добавляется свист в районе передних стоек и ощущение парусности автомобиля. Словом, комфортная скорость на трассе находится около 100 км/ч с небольшим превышением при обгонах.

Кроссовер Renault Sandero Stepway выглядит молодо и подтянуто, но в реальности располагает к неторопливой езде: плавные разгоны – дабы избежать возможных кивков при переключения РКПП, неспешные повороты – чтобы крены были меньше. Жаль, ведь бойкий мотор ТСе любит покрутиться к высоким оборотам под характерное 3-цилиндровое тарахтение. Но, как бы не старался двигатель, разгон 0-100 км/ч быстрее 15 секунд не получается (явные ступеньки – это смена передач РКПП). А если включить ЕСО-режим, то выйдет и вовсе больше 16 секунд. Формальные признаки кроссовера: серебристые рейлинги, впечатляющий клиренс 197 мм, защитные накладки на колесных арках и порогах. Кстати, красивые колеса – это заслуга пластиковых колпаков серии Techroad на стальных дисках.

Особенности серии Techroad проявляются и в салоне в виде красивого красно-серого оформления сидений: выглядит дороже, чем есть на самом деле! Но традиционные Logan-проблемы с эргономикой это не исправляет: сложно подобрать посадку «руль/педали/сиденье» и само кресло оказывается слишком мягким. Руль лишен регулировки по вылету. А кнопки управления задними стеклоподъемниками расположены на центральной консоли (хотя и на двери оставалось вдоволь места).

Но других поводов для критики Renault Sandero Stepway нет. Рулевое колесо приятно на ощупь, за ним расположен удобный пульт управления аудиосистемой. Блок «климата» максимально прост и понятен. Сзади места меньше, чем в Logan – но ведь и колесная база поменьше будет. А вот с точки зрения хэтчбеков для города, Renault Sandero Stepway вполне просторен: на втором ряду достаточно места над головой и по ширине салона для двух взрослых людей. Багажник также неплохо своим объемом (320 л) как для подобных габаритов автомобиля, есть пара крючков для сумок и подсветка. В минусах – лишь частичная отделка пластиком да войлоком (краска на металле зацарапается со временем) и невозможность сложить второй ряда в ровный пол. Но все познается в сравнении: за цену Renault Sandero Stepway можно купить хэтч А-класса, который еще теснее в салоне и меньше в багажнике.

Салон хорош своим оформлением: выглядит дороже, чем есть! Хотя без пары огрехов в эргономике не обошлось – в основном замечания касаются посадки. Сзади места просто «достаточно» и не более того. Багажник также средний по объему, он расстраивает голым крашеным металлом (обязательно затрется со временем), но спасибо хотя бы за попытку организации пространства: домкрат и ключ – в нишах, есть крючки для сумок.

Есть ли инновации?

Как несложно догадаться, Renault Sandero является ближайшим родственником модели Logan, которую уже разбирали в прошлом: платформа В0, независимая подвеска и дисковые тормоза спереди, полунезависимая подвеска и барабанные тормоза сзади, гидравлический усилитель руля. Кросс-версия Stepway от обычного Sandero отличается внешностью: оригинальные передний бампер, решетка радиатора, накладки на порогах, защита колесных арок, рейлинги. А также – техникой: клиренс увеличен на 40 мм (197 мм в разгруженном состоянии и 173 мм при полной загрузке), пришлось использовать ряд оригинальных элементов в подвеске. Тестовый автомобиль оснащен 3-цилиндровым 0,9-литровым двигателем ТСе: турбина, многоточечный впрыск топлива, 12 клапанов, система «стоп/старт» – классика современных малообъемных европейских моторов. Роботизированная трансмиссия Easy-R создана на основе 5-ступенчатой «механики» Renault и дополнена механизмом автоматического переключения передач от ZF. В отличие от современных «роботов», здесь только одно сцепление, которое размыкается в момент смены передач: вот откуда клевки при разгоне.

Мультимедийная система Media NAV знакома по модели Duster еще прошлого поколения. Но от этого мультимедиа не стала хуже: понятное меню с разным цветовым оформлением, поддержка Bluetooth, штатная навигация, разъемы USB и AUX, пульт управления за рулем, камера заднего вида с маркерами-подсказками. Тот случай, когда простота – залог взаимопонимания. Плюс упомяну окошко бортового компьютера в комбинации приборов: расход, запас хода, температура воздуха, общий и суточный пробег. Ну вот, собственно, и все.

В целом техника известна: несущий кузов, независимая подвеска спереди, полунезависимая подвеска сзади, поперечное расположение мотора и передний привод. Отчасти новинкой для Украины является мотор ТСе – хорош тягой на средних и высоких оборотах, но есть вибрации и нет радикального снижения расхода относительно прошлых моторов сравнимой мощности (1,4 л или 1,6 л). Тестовый автомобиль был оснащен роботизированной КПП с одним сцеплением: это единственный вариант «автомата» для модели. Мультимедиа известна по другим недорогим автомобилям Renault: все просто, зато вмиг понятно.

Цены и конкуренты

Автомобиль Renault Sandero Stepway представлен в Украине с тремя вариантами мотор/КПП и в трех комплектациях – итого девять вариантов. Плюс ряд платных опций или пакетов.

Гамму открывает комплектация LIFE+: система стабилизации, фронтальные подушки безопасности, кондиционер, усилитель руля, базовая магнитола на два динамика, пр. Цены следующие: с бензиновым мотором ТСе 90 л.с. и МКПП – от 333 тыс. грн. ($13,3 тыс.), аналогичная версия с «автоматом»-РКПП – от 358 тыс. грн. ($14,3 тыс.), с турбодизелем dCi 90 л.с. и МКПП – от 361 тыс. грн. или $14,4 тыс.

Следующий шаг – комплектация ZEN, которая добавляет: боковые подушки безопасности, климат-контроль, регулировку сиденья водителя по высоте, центральный подлокотник, задние электрические стеклоподъемники, круиз-контроль, отделку руля эко-кожей. Автомобиль в данной комплектации оценен так: с бензиновым мотором ТСе 90 л.с. и МКПП – от 347 тыс. грн. ($13,9 тыс.), аналогичная версия с «автоматом»-РКПП – от 372 тыс. грн. ($14,9 тыс.), с турбодизелем dCi 90 л. с. и МКПП – от 375 тыс. грн. или $15 тыс.

На вершине модельной гамме расположена лимитированная серия Techroad (тестовый автомобиль). Фактически данная версия являет собой пакет внешней и внутренней отделки, плюс дополнительное опциональное оснащение: датчики парковки сзади, подогревы передних сидений, система Media NAV (аудио, навигация, подключение телефона, сенсорный 7-дюймовый дисплей), колесные колпаки Techroad, обивка сидений Techroad, черные корпуса зеркал с красными полосами, наклейки на стойках дверей. Причем серия Techroad – это не только «больше стиля», но также и «больше выгоды»: оснащение Techroad в виде опций для других комплектаций обходится примерно в 10 тыс. грн., а в рамках данной серии обходится в пять. В целом выходят следующие цены: с бензиновым мотором ТСе 90 л.с. и МКПП – от 352 тыс. грн. ($14,1 тыс.), версия с «автоматом»-РКПП – от 378 тыс. грн. ($15,1 тыс.), с турбодизелем dCi 90 л.с. и МКПП – от 381 тыс. грн. или $15,2 тыс. Тестовый автомобиль с учетом опциональной камеры заднего вида оценен в сумму около 380 тыс. грн. или $15,2 тыс.

Автомобиль в салоне – это Renault Sandero Stepway (не Techroad), зато с турбодизелем 1,5 л и 5-ст. МКПП (дизеля с «автоматом» нет): на такую модификацию приходится примерно половина продаж, чуть меньше покупателей выбирают вариант «ТСе + РКПП», и лишь небольшая часть покупают вариант «ТСе + МКПП». Обратите внимание на обивку сидений, колесные колпаки, базовую магнитолу. Если говорит о хэтче Sandero вообще (на 33 тыс. грн. дешевле Sandero Stepway с аналогичным мотором и оснащением), то он отличается внешностью (передний бампер, решетка радиатора, нет защитных пластиковых накладок и рейлингов), а также лишен серии Techroad. Зато модель Sandero может предложить базовую комплектацию LIFE и 1-литровый 73-сильный бензиновый мотор – благодаря этому ценник на Sandero стартует с 274 тыс. грн. А если добавить еще и специальную цену по программе «Renault Бонус» при покупке автомобиля в кредит, то можете «минусовать» 30 тыс. грн. от всех вышеназванных прайсов – итого базовый Renault Sandero стартует с 244 тыс. грн.: меньше $10 тыс.!

Кто в конкурентах? Если говорить о модели Renault Sandero Stepway и подбирать соперники-кроссоверы, то выбор практически единогласно сводится к китайским моделям: Chery Tiggo2, JAC S2, JAC S3, пр. Они чуть больше в размерах и мощнее моторами, однако есть вопросы к долгосрочной надежности и ликвидности (перепродажа на вторичном рынке). Если рассматривать Sandero или Sandero Stepway как автомобили для города, то в соперники запишу известные хэтчбеки В-класса с европейской родословной – к примеру: Citroen C3, Ford Fiesta, SEAT Ibiza, SKODA Fabia. Конечно, последние лучше в отделке салона, оснащении системами, предлагают более мощные моторы, современные «автоматы». Однако намного дороже. Настолько дороже, что соперниками Renault Sandero и Sandero Stepway выступают автомобили не В-класса, а скорее модели А-класса: Citroen C1, Hyundai i10, Peugeot 108, Ravon R2 – в таком случае можно рассчитывать на ценник 270-350 тыс. грн. за автомобиль с нормальной комплектацией. Здесь Renault проигрывает в оснащении (контроль рядности, интеграция смартфона), но выигрывает практичностью: он существенно просторнее в салоне, предлагает больше багажник и турбодизель, а если еще и кросс-версию Stepway взять…

Главными конкурентами назову китайские кроссоверы, недорогие модели В-класса, да парочку Citroen/Peugeot. Первые дают больше салон и мощности, но не ясна ситуация с надежностью и ликвидностью, вторые все равно оказываются дороже, третьи – просто меньше и слабее. Модели Renault Sandero и Sandero Stepway – это удачное «среднее арифметическое» на фоне конкурентов.

Стоимость содержания

В городе автомобиль потребляет 8-8,5 л топлива на 100 км пути. При плавной езде, «ЕСО»-режиме, отсутствии пробок – можно получить расход 6,7-6,8 л на 100 км, при динамичной езде и/или большом количестве пробок расход топлива в городе может достигать 10 л на 100 км и даже немного превышать эти цифру. В итоге: городской расход топлива в любых режимах и условиях оказывается заметно выше паспортного. А вот на трассе вполне сравним: на скорости 80-90 км/ч – 4,7-5 л на 100 км, при скорости 110-120 км/ч – расход 6,5-7 л на 100 км.

Общая гарантия на автомобиль составляет три года или 100 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее), предлагается опциональное увеличение гарантии до четырех лет или 150 тыс. км пробега. Периодичность ТО – раз в год или 15 тыс. км, базовое ТО оценивается в 2,5 тыс. грн., расширенное ТО (90 тыс. км) обойдется в 7,5 тыс. грн.

Цены на автомобиль указаны по состоянию на сентябрь, без учета дополнительных скидок и акций при покупке автомобиля или его обслуживании.

Безопасность

Автомобиль (в виде Dacia Sandero) проходил цикл испытаний Euro NCAP еще в 2013 году, когда правила тестов были проще нынешнего. Но даже тогда Dacia Sandero получил «4-звездочную» оценку, а финальный протокол имел коричневые обозначения (высокая опасность) для некоторых частей тела человека: грудь водителя и пассажира при фронтальных и боковых ударах, шея при ударе сзади. Хотя голова, ноги, таз водителя и пассажира – в «зеленой» (хорошая безопасность) или «желтой» (достаточная безопасность) зоне.

В итоге

Признаться, автомобиль Renault Sandero Stepway не то, чтобы разочаровал – но явно не оправдал ожиданий. Вместо молодежного кросс-хэтча с задорным характером получился компромиссный вариант с неторопливо-спокойным нравом. Причем даже за невысокую цену Renault Sandero Stepway на рынке есть из чего выбрать: седан Renault Logan более вместительный и цельный в своей простоте, «малыши» Citroen/Peugeot веселее по дизайну и лучше в роли «сити-кары», а кургузый JAC S3 просторнее и мягче на ходу.

Но давайте вспомни значение слова «кроссовер» (crossover): это пересечение разных качеств (cross) и выход за пределы традиционных классов (over). Так вот, Renault Sandero Stepway – именно такой: автомобиль с размерами городского хэтча, клиренсом и подвеской из мира SUV, по цене модели А-класса, с приятной внешностью и хорошей ликвидностью. Поэтому отговаривать от покупки не буду – по соотношению потребительских качеств и цены Renault Sandero Stepway является интересным предложением в сегменте суб-компактных недорогих кроссоверов. Только вместо «робота» лучше доплатить за дизель.

Плюсы:

+ Реально «городской кроссовер»: большой клиренс, энергоемкость подвески

+ Удачная версия Techroad – выгодно для кошелька, красиво для взгляда

+ Низкая цена за нормальный европейский автомобиль

Минусы:

— Коробкам типа Easy-R нет места в XXI веке

— Огрехи эргономики: посадка и сиденья, регулировка руля, управление стеклоподъемниками…

Технические характеристики Renault Sandero Stepway Techroad TCe 90 Easy-R

Кузов – кроссовер (хэтчбек), 5 мест

Габариты – 4,08 х 1,76 х 1,62 м

Колесная база – 2,59 м

Клиренс – 197 мм

Багажник – от 320 л (5 мест) до 1200 л (2 места)

Грузоподъемность – 422 кг

Минимальная снаряженная масса – 1113 кг

Мотор – бензиновый, турбо, R3, 0,9 л

Мощность – 90 л. с. при 5000 об/мин.

Крутящий момент – 140 Нм при 2250 об/мин.

Удельная мощность и момент – 81 л.с. на 1 т; 126 Нм на 1 т

Привод – передний привод

Трансмиссия – 5-ст. «автомат»-РКПП (роботизированная КПП с одним сцеплением)

Динамика 0-100 км/ч – 11 с

Максимальная скорость – 169 км/ч

Расход топлива (паспортный), город – 5,7 л на 100 км

Расход топлива (паспортный), трасса – 4,7 л на 100 км

Шины тестового автомобиля – Continental ContiEcoContact 5 205/55R16

Минимальная цена автомобиля – от 333 тыс. грн. или около $13,3 тыс. (от 303 тыс. грн. по программе Renault Бонус при покупке в кредит)

Цена тестового автомобиля – около 380 тыс. грн. или около $15,1 тыс. (около 350 тыс. грн. по программе Renault Бонус при покупке в кредит)

Страна производства – Румыния

Автомобиль предоставлен – Рено Украина

Обитатель степей. Тест-драйв Renault Sandero Stepway | Об автомобилях | Авто

Несмотря на то, что современные Sandero имеют близкие корни с румынской Dacia, внешний вид автомобиля теперь приведён под один знаменатель с общим корпоративным стилем Renault, что для наших покупателей только плюс. Изящная мордочка с крупным ромбовидным носом имеет свой шарм. При первом взгляде автомобиль даже хочется погладить по покатому лбу капота. 

Фото: Renault

Знакомый малый

Зато внутри всё давно знакомо. Построен автомобиль на популярной в Восточной Европе платформе B0, которая уже легла в основу целого выводка моделей для европейских и японских брендов: Logan, Duster, Terrano, Lada Largus и румынские Dacia. Инженеры не церемонились и сделали для всех унифицированные панели интерьера. Неудивительно, что на Stepway тот же самый салон. 

Фото: Renault

Эргономика водительского места проникнута спартанским духом. Аскетичные кресла из-за отсутствия ортопедического профиля неплотно обхватывают седока. Руку хочется взгромоздить на подлокотник, а его, к сожалению, нет. Поэтому кладёшь ладонь на селектор механической коробки передач. Руль регулируется только по наклону. Натянуть его на пузо невозможно, а пододвинуть кресло поближе к центральной панели не получается, так как ноги упираются в педали.

В общем, за баранкой приходится тянуться всем телом, отчего и искажается посадка. 

В топовых комплектациях присутствует климат-контроль, но алгоритм его работы несколько озадачил. Если на улице жара свыше 30 градусов, то мощности не всегда хватает, чтобы побороть яркое солнце. В работу установки приходится постоянно вмешиваться в попытках перенастроить её под себя. Поэтому здесь можно сэкономить и при выборе ограничиться только кондиционером. 

Зато максимальные комплектации машины порадуют магнитолой с гигантским сенсорным экраном и навигацией. Она бликует на солнце, но вот в пасмурную погоду подкупает богатством красок. Неплохо реализовано и управление мультимедийными функциями. Блок с кнопками выведен под рулевую колонку. Им пользуешься не глядя. 

Встал на цыпочки

Подвеска у автомобиля неубиваемая. Она давно известна по Logan, и о её надежности ходят легенды среди таксистов. Спереди стойки McPherson, а сзади обыкновенная балка. Но ради внедорожного потенциала инженеры внесли в неё небольшие изменения. По сравнению с обычным Sandero у обвешанного пластиком Stepway увеличена жёсткость амортизаторов и изменён стабилизатор поперечной устойчивости для увеличения ходов колёс. 

Фото: Renault

Клиренс вырос на пару сантиметров, — с 175 мм до 195 мм — из-за чего кузов заметно приподнялся над землёй, придавая машине мужественные черты. А чёрные накладки на арки и серебристая защита днища помогают уберечься от камешков и торчащих веток кустарника. Решение действительно великолепное. Короткая база и небольшой задний свес позволяют не бояться кочек. На Stepway я соскакивал на обочину даже там, где уровень асфальта от песчаной подсыпки отделяла внушительная ступенька. А через земляные колдобины Stepway переваливается и вовсе играючи. Машина пропускает по днищу приличные кочки с травяной порослью. 

Единственное, что озадачило, — это отсутствие пластиковых крыльев внутри арок колёс. Если заглянуть туда, вывернув передние колёса вбок, то видишь голый металл кузова со сварочными швами и подтёками антикоррозионной защиты. Тут же крепятся патрубки тормозной системы, проводка и другие нежные элементы. Если гонять вот так, без защиты, по гравию или по валяющимся веткам, жди обидных повреждений. Поэтому перед покупкой лучше заказать дополнительные комплекты защиты. Экономить тут нельзя. 

Кстати, как только забираешься на Stepway в мокрую траву, то раскалённые резонаторы выхлопа поджаривают мокрые растения и из-под днища источается запах горелой органики. Насколько это опасно, не знаю, но во избежание проблем лучше не ездить по полям с высоким сухостоем. Высохшая в жару трава грозит не только запахом, но и огнем. 

А забраться по бездорожью автомобиль может куда угодно. Геометрическая проходимость у Stepway на высоте, хотя внедорожный потенциал ограничен лишь передним приводом и автомобиль пасует на грунтовках с раскисшими суглинками. А после прошедших осенних дождей таковых сейчас большинство в Центральной России. Для лесных топей предназначены полноприводные Duster. 

Фото: Renault

Прыг да скок

Sandero Stepway собирается сейчас в Тольятти, и на все отечественные машины ставится новый двигатель объёмом 1,6 литра совместного производства с Nissan. Раньше он вполне переваривал 92 бензин, но сейчас в силу ужесточившихся экологических норм и перехода на Евро-5 силовой агрегат перенастроили на более экономичное топливо. Если открыть крышку бензобака, то увидишь там зелёную надпись «АИ 95-98». Но нет худа без добра. Благодаря модернизации под новое топливо и увеличившейся степени сжатия с 9,5 до 10,7 мощность мотора поднялась с 102 до 113 л. с. Силовой агрегат получился довольно тяговитым и позволяет трогаться с места на второй передаче механической коробки при минимальном добавлении газа. 

На асфальте Sandero Stepway ведёт себя валко. Операция по увеличению дорожного просвета и изменение настроек стабилизатора не прошли даром. На волнах развивается раскачка, которая не сразу гасится амортизаторами. Хэтчбек иногда даже козлит, а на буераках побольше и вовсе подлетает, с грохотом перетряхивая содержимое багажника. Банки с соленьями необходимо крепить сеткой и вообще не допускать свободно лежащего бьющегося багажа. Колебания подвески затухают не сразу, поэтому лучше не ждать их завершения, а поприжать кузов к земле с помощью кратковременного торможения.

Фото: Renault

Асфальтовая колея тоже чувствительна для Stepway. Если залететь в неё со всего маху на крейсерских скоростях, то руль заметно дёргается в руках. Приходится время от времени подруливать. В эти моменты вспоминаешь наставления школьного инструктора о том, что пальцы всегда надо держать сомкнутыми в закрытом хвате на баранке, чтобы удержать автомобиль на прямой в начале его увода в сторону. 

Зато непробиваемая подвеска позволяет брать любые дыры с ходу. Автомобиль может вообще скакать по острым гребням разрушающегося асфальта. И бывалые люди утверждают, что на Stepway легче погнуть диск, чем пробить колесо. 

Фото: Renault

Много света

Наступили сумерки, и пришло время оценить фары. С виду они ничем не примечательны и в начале знакомства лишь удивили сегментированной структурой рефлекторов. Зато в темноте, после включения ближнего света, проникаешься к головной оптике любовью. На асфальте обнаруживаешь чёткий световой рисунок, без выраженных сгустков и неоднородностей. Поток ровно распределён по освещаемой площадке и основательно забирается на обочину. Если толкнуть подрулевой рычажок от себя, то из темноты высветится и дальняя часть пространства дороги вместе с окружающим её ландшафтом. Это зажёгся второй блок фары, бьющий поверх первого. Поначалу даже хотелось выскочить из машины и заглянуть в глаза автомобилю: уж не спряталась ли где-то там линзованная оптика. Но нет, новые сегментированные рефлекторы сами по себе настолько хорошо рассчитаны математически, что приблизились по эффективности к «линзам». У «линз» КПД составляет 50%, а у сандеровских фар — примерно 45%. 

Более того, они напоминают матричные фары, где каждый отражатель, по сути, выступает как отдельный излучатель и работает на освещение своего пятачка дороги. Свет от одной лампы множится в зеркалах и направляется в строго отведённую область пространства. Заметным отличием таких фар от линзованных является размытая граница света и тени. Но и с ней ночное освещение великолепно. 

Фото: Renault

В ночи на Stepway лучше придерживаться правил и особо не разгоняться. Обзор хоть и отличный, но с барабанными тормозами сзади и с мягкой длинноходной подвеской с внедорожным стабилизатором не стоит гоняться за спорткарами и идти на рискованные обгоны. При тряске колёса барабанят по поверхности, и при торможении срабатывает АБС. 

В общем, из хэтчбека получился неприхотливый житель для глубинки, не избалованной хорошими дорогами. Лучшим местом обитания для Stepway являются, конечно же, степи, где не так много дождей и грязи. Но вот жизнь на болотистом севере с его перекошенными дорогами покажется Stepway нелёгкой. А для города и вовсе подойдёт обычный Sandero, без внедорожных наворотов. С гражданской подвеской он интереснее управляется на асфальте. 

Технические характеристики Renault Sandero Stepway 1,6 МКП5

Габариты (длина / ширина / высота), мм

4080 / 1757 / 1618

Колёсная база, мм

2589

Снаряжённая масса, кг

1161

Объём багажника, л

320

Тип кузова

хэтчбек  

Количество дверей / посадочных мест

5/5

Двигатель

4-цилиндровый, рядный, бензиновый 

Рабочий объём, см³

1598

Максимальная мощность, л. с. / об./мин.

113 / 5500 

Макс. крутящий момент, Нм / об./мин.

152 / 4000

Трансмиссия

5-ст. механическая

Привод

передний   

Разгон до 100 км/ч, с

11,1

Макс. скорость, км/ч

172

Расход топлива (смешанный), л/100 км

6,9  

Цена автомобиля  

от 639 900 руб

SUV-ЛИНЕЙКА RENAULT НА MOSCOW OFF-ROAD SHOW 2017

  • Renault Россия принимает участие в выставке Moscow Off-road Show 2017, которая проходит с 24 по 27 августа в «Крокус Экспо».

  • На выставке компания представляет широкую линейку SUV: Renault SANDERO Stepway, Renault DUSTER, Renault KAPTUR и новый Renault KOLEOS. В эти выходные все автомобили будут доступны для тест-драйва на специально оборудованных off-road трассах «Крокус Экспо».

  • Renault DUSTER стал победителем в номинации «Компактный внедорожник» по версии «Большого жюри» премии «Внедорожник года».

С 24 по 27 августа в рамках Moscow Off-road Show 2017 компания Renault Россия представит для тест-драйва все четыре модели SUV-линейки: лидера сегмента внедорожников Renault DUSTER, комфортный и яркий Renault SANDERO Stepway, стильный полноприводный кроссовер Renault KAPTUR и новый флагман бренда — Renault KOLEOS.

В этом году на Moscow Off-road Show поклонники автомобилей повышенной проходимости и активного отдыха смогут оценить внедорожные возможности SUV-линейки Renault, испытав любую из моделей на специально оборудованных off-road трассах, максимально имитирующих условия бездорожья. Записаться на тест-драйв можно на стойке Renault.

Renault DUSTER стал лучшим в номинации «Компактный внедорожник» по версии «Большого жюри» ежегодной профессиональной премии «Внедорожник года». Внедорожник будет представлен на «Подиуме победителей», которые из числа 97 номинантов были определены представителями журнала «Клуб 4х4» вместе с ведущими автоэкспертами, энтузиастами и любителями полноприводной техники.

За последние несколько лет Renault Россия сформировала сильную линейку кроссоверов и внедорожников, адаптированных к локальным условиям эксплуатации, и сегодня является лидером SUV-сегмента на российском рынке.

Moscow Off-road Show объединяет ведущих автопроизводителей и поставщиков, автоэкспертов, покорителей бездорожья и поклонников оff-road соревнований. Выставка знакомит с новыми достижениями внедорожной техники от мировых и российских автопроизводителей, предназначенной как для отдыха на природе, охоты, рыбалки, так и для решения проблемы доступа в удаленные и труднодоступные места.

Бестселлер. Издание второе. Тест-драйв и «разборка» нового Renault Sandero Stepway

Три дня, три журналиста и новый Renault Sandero Stepway — в городе, за городом и на подъемнике. Павел Мурашко, Артем Гонцов и Егор Алесин делятся своими впечатлениями об одной из самых популярных моделей Renault в Беларуси.

Павел Мурашко: «Летящей походкой».

Во всей Европе вектор популярности поворачивается в сторону SUV, кроссоверов, «паркетников». Белорусы в этом плане – не исключение. Но так как мы в массе своей куда беднее тех же европейцев, то и выбор автомобилей повышенной проходимости у нас смещается в сторону бюджетных классов, причем выбор весьма ограничен. По большому счету, кроме Sandero Stepway и выбрать-то нечего!

Концепция Sandero Stepway проста — как и сам автомобиль. В основу модели легла укороченная платформа седана Logan. Базовый хэтчбек Sandero «обернули» пластиковым обвесом по периметру кузова, украсили бамперами а-ля «кроссовер» и повысили дорожный просвет при помощи иных пружин и амортизаторов. В первом поколении автомобиль имел клиренс 175 мм. По сути он оставался все тем же кондовым Logan, но псевдовнедорожный антураж делал свое дело. Выглядел Stepway куда привлекательнее своего чисто асфальтового близнеца, а стоил лишь немногим дороже. И совсем неудивительно, что в 2014 году Sandero Stepway побил по продажам седан Logan, причем более чем в полтора раза. И вот уже настала пора посмотреть, что собой представляет второе поколение этой модели. Поэтому выходные я провел в компании Renault Sandero Stepway, тщательно размышляя, есть ли жизнь в бюджетных автомобилях и как далеко сможет меня увезти псевдовнедорожник.

Обсуждать внешность бюджетного хэтча – дело неблагодарное. Но, по моему мнению, вполне нормальный автомобиль. Выглядит антуражненько, с претензией казаться дороже, чем есть на самом деле. На этом, пожалуй, можно и закончить с этим аспектом. Куда важнее другие его характеристики и качества. Например, дорожный просвет вырос аж до 195 мм, причем, как утверждают официальные данные, это показатель в загруженном состоянии, а в незагруженном — еще на 1 см больше. С учетом весьма коротких свесов геометрические параметры проходимости здесь на высоте. Во всех смыслах. Если внимательно изучить перечень новшеств, то приходит мысль, что новый Sandero Stepway должен не только казаться, но и быть — комфортнее, дороже в ощущениях, просторнее. Была улучшена звукоизоляция, рулевое управление здесь адаптивное, материалы отделки салона более качественные, а в списке опций есть круиз-контроль и подогрев лобового стекла. Просто мечта, а не автомобиль?

Интерьер производит приятное впечатление. Во всяком случае, визуальное. Симпатичная и современная панель приборов, большой цветной экран мультимедийной системы, понятное управление климат-контролем. Казалось бы, езди и радуйся. Но я не радуюсь. Зачем мне цветной экран, если я не могу нормально усесться за рулем? Рулевая колонка регулируется только по углу наклона, а мне так хочется вытянуть руль на себя. Иначе приходится слишком близко придвигаться к педалям и сидеть с задранными коленями. Есть еще вариант – максимально высоко поднять кресло, благо такая возможность есть. Но я хочу сидеть в автомобиле, а не на барном стуле. Толщина рулевого колеса, обшитого кожей, впечатляет. И откровенно мешает. Мало того, что в местах хвата сделаны совершенно лишние «приливы», так еще и кожа скользкая.

Но в противовес недостаткам есть и достоинства. Например, полноценные внутренние ручки передних дверей, перчаточный ящик с подсветкой и даже подлокотник, хоть и несколько купированный. Ограничитель скорости и круиз-контроль включаются неприметной клавишей на центральной консоли. Там же расположены кнопки управления задними стеклоподъемниками. С точки зрения эргономики – явно не фонтан, но зато укладывается в концепцию экономии. Мультимедийная система имеет разъем USB, а управлять ей можно при помощи сенсорного дисплея. Еще недавно это было настоящим чудом, но после чутких емкостных дисплеев современных смартфонов срабатывающий через раз резистивный экран мультимедийной системы производства LG (на что указывает соответствующий логотип при включении) вызывает порой раздражение. Впрочем, ситуацию спасает удобный подрулевой пульт управления «музыкой».

Увы, но в роли заднего пассажира я бы не хотел оказаться. При длине колесной базы в 2589 мм более-менее комфортно себя будут чувствовать только люди с ростом до 175 см, сидящие за такими же «среднеразмерными» товарищами спереди. А с моими 186 сантиметрами я упираюсь коленями в спинки передних кресел. Ну хоть потолок головой не подпираю. Полноценными дверными ручками задних пассажиров обделили — есть только выемки в жестких подлокотниках.

Как человек семейный, я обратил внимание на наличие креплений Isofix на задних сиденьях. Отлично! Эксперимент с установкой напросился сам собой. Пристегнуть кресло удалось без проблем, благо петли Isofix хорошо доступны и не прячутся в недрах кресла. А вот потом снова печаль… Мой длинноногий двухлетний сын уперся грязными ботинками в спинку переднего кресла. Причем если передний пассажир сядет так, как ему удобно, малышу сзади останется только задрать ноги на подголовник. Так что при перевозке ребенка в детском кресле придется ущемлять в пространстве переднего пассажира.

Багажник для начала удивил архаичной кнопкой замка. Вспомнил Жигули, на которых начинал свою водительскую карьеру. Ну да не такой уж большой недостаток. Багажник предлагает 320 литров. Вполне себе среднеклассовый показатель, так что сетовать не буду. У конкурентов не лучше. По моим прикидкам, детская коляска должна влезть. Есть петли для крепления груза и подполье с запаской. Последний факт радует, поскольку в предыдущем поколении запасное колесо хранилось снаружи. Спинки задних сидений можно сложить. Ровной грузовой площадки не получится, но зато полезный объем увеличится до 1200 литров.

Механизм складывания спинок задних сидений не так прост. Из-за торчащих подголовников спинки заднего дивана нужно либо сдвигать передние кресла, либо вынимать сам и подголовники.

Я не поленился преклонить колени и заглянуть под днище. Узрел солидную металлическую защиту картера двигателя, отсутствие торчащих элементов и успокоился. От внедорожных дисциплин Sandero Stepway у меня не отвертится. Но до внедорожных приключений я погарцевал на Stepway по городу в поисках спящих полицейских, ям, трамвайных путей и высоких бордюров. Все это в Минске имеется в изобилии, но совершенно не беспокоит за рулем Sandero Stepway. К высоким бордюрам я парковался до упора, причем не бампером, а колесами. Бампером – нереально. Уж больно высоко расположен. Трамвайные пути и спящие полицейские – только ходом. Чтобы пробить подвеску, скорость должна быть совсем уж неприличной. Жаль, сугробов не было. Обзорность и управляемость в городском потоке меня вполне устроила, кроме настроек электроусилителя. Едешь, словно на компьютерном симуляторе. Ну да в городе это не критично, хотя на трассе немного утомляет. Динамики лично мне хватило с лихвой, с полным осознанием того, что под капотом – бензиновые 1,6 литра и 102 лошадиные силы. Нужно только привыкнуть к короткой первой передаче. В общем потоке в городе только раза в два более мощные автомобили могли заставить меня почувствовать себя ущербным. Что же касается звукоизоляции, то я не берусь оценивать ее улучшения без прямого сравнения с машиной предыдущего поколения. Субъективно же уровень шума для моих ушей высоковат. И солистом в этом фоне выступает голосистый мотор. Ему подпевает тихим воем трансмиссия. С ростом скорости вступают шины и ветер. Но, с учетом цены и класса, это приемлемо.

При наличии почти 20-сантиметрового клиренса асфальтовые заезды меня мало интересовали. Меня тянуло на бездорожье, хотелось грязи и приключений. Слегка остужало пыл только отсутствие полного привода. Его нет, и не будет. Ни ранг, ни цена не позволяют. Есть система стабилизации. Может хоть она умеет имитировать блокировку переднего дифференциала? Увы, не умеет. Коварно выполненное диагональное вывешивание остановило продвижение Sandero Stepway вперед. С другой стороны, солидная геометрическая проходимость и энергоемкая подвеска позволяют в определенных случаях проходить препятствия сходу.

На самом деле я не питал особых иллюзий относительно внедорожных возможностей Sandero Stepway, равно как и любого другого кроссовера с передним приводом. Причем по части геометрических параметров Sandero Stepway даст фору большинству «паркетников». Его удел – городское «бездорожье». А вне асфальта Sandero Stepway позволяет «лупить» по проселочным и лесным дорогам, не вжимая голову в плечи после проезда каждой кочки. Как показывает практика, этого бывает достаточно, чтобы сделать выбор в пользу такого вот хэтчбека повышенной проходимости.

Если попробовать обрисовать аудиторию Renault Sandero Stepway, то она получится весьма разношерстной. И дело, видимо, в универсальности самого автомобиля. Молодая пара? Да. Для ежедневных поездок по городу и выездов на пикники отличный вариант. Пожилые дачники? Вполне. Багажник, конечно, не ахти для дачных авралов, но прицепы и багажник на крыше никто не отменял. Строители, прорабы, мастера? Почему бы и нет. На многие строительные объекты можно добраться только на грузовике. А теперь еще и на Sandero Stepway. Но для семей с детьми я бы этот автомобиль не рекомендовал. Уж слишком мало там места для установки детского кресла. И с ростом больше 180 сантиметров вряд ли возможно добиться удобной посадки. Мое личное пожелание конструкторам Renault Sandero Stepway – я готов мириться с отсутствием электрических стеклоподъемников сзади, я готов крутить и нажимать кнопки на обычной стереосистеме и даже могу сам регулировать свою скорость без круиз-контроля. Но поставьте в автомобиль более удобные кресла и добавьте регулировку руля по вылету. И Sandero Stepway запросто может стать вторым автомобилем в семье. После вместительного полноприводного кроссовера.

Артем Гонцов: «Не для неженок»

«Бюджетный автомобиль» — это не только распространенный эпитет, который используют журналисты, чтобы не обидеть его словом «дешевый». Как известно, чудес не бывает — при разработке моделей нижнего ценового сегмента инженеры просто обязаны экономить на каждой детали, чтобы максимально снизить себестоимость. Естественно, откровенный «шарабан» никто покупать не будет, поэтому производители стараются найти баланс, который устроил бы и бухгалтерию, и потребителя. У компании Renault это удалось — на зависть всем. В свое время семейство Logan/Sandero/Sandero Stepway первого поколения совершило настоящий прорыв, предложив непритязательным автолюбителям много нового и достаточно качественного автомобиля по цене чуть дороже «Жигулей». Концепция оказалась очень успешной во всех регионах присутствия Renault — в том числе и у нас. На протяжении последних лет Logan, Sandero и Sandero Stepway стабильно входили в список самых продаваемых моделей, а в 2014 году марка Renault впервые вышла на первое место по продажам новых авто в РБ — под натиском не устоял даже Volkswagen.

Концепция семейства Logan/Sandero/Sandero Stepway второго поколения немного изменилась. Самое главное — благодаря новому, очень удачному дизайну все модели обрели солидный и стильный внешний вид, а Stepway и вовсе превратился из приподнятого хэтчбека в этакий мини-внедорожник с внушительным дорожным просветом. Отделка интерьера и комплектации стали богаче: кто бы мог представить года три назад, что для этих моделей будет доступен, к примеру, электрообогрев лобового стекла, система стабилизации или навигационная система с большим цветным сенсорным дисплеем?! (Актуальный прайс-лист можно посмотреть здесь). «Фасад» получился действительно красивый, но вот что за ним? А за ним — практически та же конструкция первого «Логан», со всеми его достоинствами и недостатками. Вот по этим достоинствам и недостаткам, которые потенциальный покупатель может не заметить за 10 минут дилерского тест-драйва, я и пройдусь.

Спокойно подкатываюсь к бордюру на хорошо знакомой парковке и чувствую, как правое переднее колесо уходит в яму, скрытую в луже. В голове мысль молнией — «Ну вот, приплыли, сейчас хрустнет бампер, зацепится за высокий бордюр, и начнутся танцы с домкратом вокруг машины…» Но нет, все тихо. Вышел, посмотрел, успокоился — вот она, сила 20-сантиметрового дорожного просвета!

Клиренс, подвеска и мотор — вот три главных, реальных преимущества Renault Sandero Stepway. Ну и цена, конечно же. В остальном это сделка с ограниченным бюджетом — когда хочется не «пузотерку», как называет обычные легковушки наш коллега Паша Козловский, а «проходимца». Но на нормальный SUV денег не хватает.

Двери – легкие, уплотнители – «эконом-вариант». У задних дверей двойной уплотнитель идет только по верху, остальной периметр – одинарный. Несмотря на температуру воздуха «каля нуля», в салоне устойчиво пахнет пластиком нового бюджетного автомобилем. Акцентирую внимание – не воняет, как это было в «китайцах» десятилетней давности, а именно «пахнет». Не Rolls-Royce, понятное дело, и даже не «гольф»-класс. Одним словом, бюджетник

К месту водителя тоже есть претензии. Сиденье со слабой боковой поддержкой установлено достаточно высоко и обладает легким «выталкивающим эффектом» — хотелось бы сесть чуть поглубже. Рулевая колонка регулируется только по высоте и это не дает возможности подобрать оптимальное положение – чтобы дотянуться запястьем до верхнего края руля, как тому учат в школах водительского мастерства, нужно или слишком сильно придвинуть сиденье вперед или поднять более вертикально спинку. Я выбрал второй вариант и получил «командирскую посадку» — а что, прям как в Land Rover! Хорошо хоть, что у ступенчатой регулировки наклона спинки небольшой шаг фиксированных положений — можно подобрать более-менее удобный угол.

Зеркала заднего вида играют с водителем незлую шутку при маневрах задним ходом. Дело в том, что и боковые зеркала, и салонное, обладают большим коэффициентом увеличения. В движении на это не обращаешь внимание – может, так и нужно с точки зрения хорошего обзора. Но парковка задним ходом превращается в «угадайку»: по зеркалам ты уже давно должен упереться в соседнюю машину, но датчики парковки предательски молчат. Может, глючат, или я их случайно отключил, пока разбирался со всеми кнопками? Выхожу из машины, смотрю – а между бамперами еще добрых два метра! Так что мой вам совет – берите Sandero Stepway в комплектации Luxe с задними парктрониками – на этой модели они будут совсем нелишними даже для опытного водителя.

Когда вижу за рулем Sandero Stepway мадам или мадмуазель, мне их немного жаль — потому что рычаг переключения передач и руль требуют большой и сильной мужской руки.

Рычаг переключения передач непривычно высокий, зато им достаточно удобно орудовать, не отрывая руки от подлокотника. Ходы рычага – на удивление короткие, а фиксация — на удивление четкая. Правда, усилия на рычаг нужно прилагать недетские – предположу, что девушки предпочли бы более легкие манипуляции с рычагом. Кстати, рычаг обтянут чем-то вроде искусственной кожи с грубым швом, который неприятно упирается прямо в ладонь при переключениях на нечетные передачи. Руль – с непривычно толстым ободом, тоже в не очень приятной на ощупь скользкой оплетке из кожзама, да еще и с массивными приливами на «без десяти два», которые ему совершенно не нужны. Гидроусилитель хорошо помогает при маневрах на парковке, но в движении – как тренер в фитнес-клубе: «Ты давай сам, а я немного помогу, если что».

Щетки стеклоочистителя лобового стекла имеют три режима работы. Первый, как водится, прерывистый. Но интервал между взмахами щеток составляет около 5 секунд и никак не регулируется. Вечером в сумерках я как раз попал под небольшой дождь: при этом в первом режиме «лобовик» успевал за 5 секунд покрыться водой до состояния «почти ничего не вижу», а во втором режиме щетки работали слишком быстро, да еще и с противным скрипом. Скрипящие щетки на новом автомобиле? Товарищи, которые отвечают за закупку комплектующих на российские заводы Renault, пожалуйста, закажите у ваших поставщиков резинки чуть подороже и покачественней! А если бы инженеры еще и добавили функцию регулировки интервального режима – было бы вообще здорово. Зато за удобное расположение горловины «омывайки» — отдельное спасибо.

И еще одно спасибо — за амортизатор на капоте. С одной стороны, в моторный отсек нового авто приходится заглядывать нечасто — в основном для долива «омывайки». Но как же приятно, когда тебе не нужно самому поднимать тяжелый капот, пытаясь попасть кочергой-упором в маленький и незаметный паз.

Еще один привет из прошлого — на дворе давно XXI век, а пробка топливного бака запирается на ключ. На «заправке» неудобно — или носить с собой крышку с ключами на кассу, или снимать ее с ключа и искать, куда бы пристроить (на крышке никаких креплений под нее нет). Или сначала платить, а потом, под косыми взглядами водителей из очереди, начинать манипуляции со шлангом.

Первое впечатление после начала движения: шумно! Инженеры Renault говорят, что шумоизоляция в новом Sandero Stepway была улучшена по сравнению с моделью первого поколения, но кардинальные изменения не заметны на слух. Солирует всё, что крутится: мотор, трансмиссия,шины . С набором скорости децибелы прибавляются, а в дождь появляется еще и шум воды и песка, которые мечутся в задних арках.

Зато 16-клапанный бензиновый мотор 1.6 – песня! Да, поет он грубовато, но зато как тянет! Подхватывает с самых низов, легко крутится и придает Sandero Stepway отличное для своего рабочего объема ускорение. Главное – не слушать электронного «подсказчика», который включает зеленую стрелку «вверх» на панели приборов, ненавязчиво советуя переключаться на следующую передачу. Кстати, зеленый индикатор загорается даже на «пятой» — смотрите, не включите случайно «шестую» — там как раз задний ход. А то получится, как в том анекдоте: «А теперь включаем «R» – «ракета»!

Подвеска – пожалуй, главное инженерное чудо Sandero Stepway. Если просто ехать по условно ровному асфальту, она ненавязчиво транслирует все волны и мелкие дефекты покрытия — настроена плотно. Зато машина не валкая — площадь Победы Stepway проходится на максимальной разрешенной скорости без излишних кренов. А когда под колесами начинается полный ад, ты понимаешь, что вот она, стихия «Степвея». Специально проехался по всем глубоким колдобинам, которые обычно аккуратно объезжаю во дворе – хоть бы хны. Промчался по «стиральной доске» улицы Богдановича — от Бангалор до сельхозпоселка и назад. Отлично! Вспомнились паркетники Subaru – они, как и этот Renault, исповедуют принцип «больше газа, меньше ям».

Мой вердикт таков: для городских неженок, избалованных «бэушным премиумом», Sandero Stepway грубоват, но в регионах, с разбитыми дорогами, где большинство выросло на «вазах» и прочих «тазах» — то, что доктор прописал!

«Разборку» нового Renault Sandero Stepway от Егора Алесина со всеми техническими подробностями и нюансами читайте в отдельном материале.

Павел Мурашко, Артем Гонцов

Фото: авторов.

Будьте в курсе всех событий на рынке новых автомобилей от официальных дилеров в Беларуси! Следите за акциями, скидками и специальными предложениями на каналах автопортала Domkrat.by – и делайте правильный выбор своего будущего автомобиля!