Противотуманные фары что такое: Что такое противотуманные фары?

Содержание

Что такое противотуманные фары?

Что такое ПТФ на авто?

На сегодняшнее время автомобильное освещение включает в себя множество элементов. Это не только головная оптика, но еще и дополнительный свет, а также противотуманные фары. В этой статье мы разберемся, что такое ПТФ, какими они должны быть, принципы работы и целесообразно ли их использовать вообще.

Что такое ПТФ на авто?

Противотуманки – это устройства, которые должны излучать белый или же насыщенный желтый свет. Но стоит отметить, что обе лампы в фарах, которые установлены на транспортном средстве должны иметь одинаковый тон света. Луч света должен быть плоским, широким и горизонтальным, который ложится непосредственно над дорогой, что и позволяет лучше освещать пространство в сильный туман или в дождь. ПТФ – это не обязательно дополнительные устройства, которые располагаются под головной оптикой. Они могут находиться как на бампере, так и непосредственно в головной оптике авто.

Зачем нужны в авто ПТФ?

Противотуманки необходимы для использования в сложных метеорологических условиях:

ПТФ в дождь
Свет от противотуманных фар не рассеивается, не отсвечивается и не кристаллизируется от капель влаги.
ПТФ в снегопад
Свет не отсвечивается от белого полотна, а также при сильном снегопаде не кристаллизируется.
ПТФ в туман
Свет ложится в пространстве между дорогой и туманом, что обеспечивает качественную видимость.

Свет от обычных ламп, которые установлены в головной оптике не может справиться со сложными метеоусловиями. Лучи ближнего и дальнего света головной оптики от мельчайших капель влаги или же снега отражаются и рассеиваются, что создает полупрозрачную стену, которая и влияет на ухудшение качества видимости на дороге. Благодаря тому, что противотуманные фары обеспечивают выдачу широкого пучка света, хорошо подсвечивается обочина дороги, поэтому облегчается управление автомобилем на извилистых дорогах. Кроме этого, в сложных метеоусловиях противотуманные фары хорошо выделяют автомобиль для других участников дорожного движения, а это влияет на повышение безопасности на дорогах. Увлекательное видео о вождении в тумане вы можете посмотреть в конце статьи.

Принцип действия ПТФ

Принцип действия ПТФ

Для того, чтобы противотуманки обеспечивали хорошую видимость дороги, они должны соответствовать следующим критериям:

  • Обладать четкой верхней границей пучка света. Соответственно, ни отраженный свет, ни даже свет от самого источника не должен быть выше горизонтальной плоскости.
  • Фары должны быть установлены на автомобиль как можно ниже. Именно этот критерий и обеспечивает качественную видимость, поскольку между дорогой и слоем тумана всегда есть некоторый промежуток, который и должны освещать ПТФ.
  • Если же ПТФ не будут соответствовать этим двум критериям, то яркий свет будет отражаться от мельчайших капель влаги, которые являются составляющей тумана и, соответственно, ослеплять водителя транспортного средства.

Желтые ПТФ

Желтые ПТФ – почему эффективней?

Рекомендуется в противотуманных фарах использовать лампы, излучающие желтоватый свет, поскольку он меньше рассеивается, следовательно, обеспечивает лучший эффект и видимость. Это происходит по той причине, что больше всего рассеивается именно тот свет, который имеет меньшую длину волны – синяя часть спектра. Светофильтр, составляющий противотуманные фары отрезает синюю часть спектра и делает из белого – желтый свет, который обладает длинной волной. Отметим, что при тумане всегда есть свободная полоса между ним и дорогой, но ее нет при дожде, снегопаде, дымовой или же пыльной завесе. Именно в таких случаях хорошую видимость противотуманные фары обеспечивают благодаря четкой верхней границе света.

Требования к установке ПТФ

Требования к установке ПТФ

По правилам ПДД и ГОСТу 8769-75 допускается монтаж противотуманных фар исключительно в количестве из двух штук. Расположение:

  • 400 мм от бокового габарита;
  • 230 мм от поверхности дороги.

По правилам Европейской Экономической комиссии существуют дополнительные требования к монтажу противотуманных фар:

  • Они должны располагаться не выше фар ближнего режима света;
  • Угол видимости – вертикальный от +15 до -10 градусов, а горизонтальный от +45 до -10 градусов;

ПТФ обязательно должны включаться исключительно с габаритами транспортного средства.

Требования к самим противотуманным фарам

Каждые фары должны иметь официальный сертификат соответствия всем правилам Европейской Экономической Комиссии. Те изделия, которые успешно прошли сертификацию, на рассеиваетеле или же на защитном стекле фары комплектуются международным подтверждением, то есть специальной несмываемой надписью. В знаке должны быть указаны:

  • Информация о стране, которая выдала официальное подтверждение ПТФ и сертификацию. Обычно страна обозначается в квадрате;
  • Номер подтверждения;
  • Категория фары.

Требования к противотуманным фарам

Очень важно, чтобы противотуманные фары имели обозначение категории, чтобы было понятно их дальнейшее предназначение. Существуют такие категории фар и их обозначения:

С – ближний свет;
R – дальний свет;
Н – фары для монтажа исключительно галогеновых ламп;
PL – пластмассовый рассеиватель света;
S – стеклянный цельный оптический элемент;
В – противотуманная фара.

Зачем нужны «противотуманки» в автомобиле и как их выбрать

Неблагоприятные погодные условия оказывают своё отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. Они ухудшают видимость и ограничивают обзор водителю, мешая ему правильно и своевременно оценивать дорожную ситуацию. Важную роль в обеспечении безопасности в условиях плохой видимости играет оптическая светосигнальная система автомобиля.

На этом авто в противотуманных фарах установлен ксенон

Зачем автомобилю противотуманные фары?

Осветительные фары, огни габарита и предупредительные стоп-сигналы, составляющие оптическую систему, выполняют свои определённые функции по обнаружению машин на дорогах и управлению автомобилем в тёмное время суток. Вдобавок к ним на многих автомобилях устанавливаются и противотуманные фары.Правильный выбор и установка позволит использовать их не только в тумане, но и в других ситуациях. О том, какими должны быть эти фары, как их использовать по назначению, чем они отличаются от обычных осветительных приборов, знают далеко не все.

Большинство водителей убеждено, что эти фары должны обладать только жёлтыми стёклами или светофильтрами, хотя в Правилах оговаривается, что фильтры противотуманных фар могут быть окрашены в белый или жёлтый цвет. Они придерживаются мнения — жёлтый свет дальше распространяется в тумане, чем обычный. На самом деле цвет мало влияет на дальность распространения  света в тумане.

В противотуманных фарах основную роль играет правильная направленность светового потока. Фара формирует широкий в горизонтальной плоскости и узкий в вертикальной плоскости световой поток, который располагается низко над поверхностью дороги и направлен вдоль неё. Известно, что туман редко достаёт до земли. Поэтому получается, что туман как бы подсвечивается фарами снизу.

При этом освещается дорога, а остальное пространство прячется в тени тумана. Таким образом, борьба с туманом осуществляется за счёт специального распределения светового потока. Жёлтый и белый свет имеют в своём спектре максимальную интенсивность световой энергии, по сравнению с которыми плотность энергии в красном, зелёном, синем, фиолетовом свете значительно меньше.

Даже самые правильно выставленные противотуманки дают видимость дороги в тумане не далее десяти метров. Но этого вполне достаточно, так как в тумане автомобили движутся на сверхмалых скоростях. Преимущество этих фар по сравнению с обычными заключается в том, что они освещают и обочину дороги, позволяя разглядеть боковую линию разметки на дорогах.

Включить их можно в процессе движения вместе с габаритными огнями. Некоторые водители устанавливают сзади красный фонарь, который горит ярче, чем стоп-сигнал и габаритные огни, и позволяет шофёру сзади идущего транспорта раньше заметить машину в тумане. Этот фонарь так же, как и дальний свет обычных фар, должен быть включен независимо от времени суток, если на дорогу опустился туман.

Задние красные противотуманные фары

Противотуманные фары можно использовать с пользой для безопасности движения не только в условиях тумана, но и при обычных условиях в тёмное время суток. Например, они исключительно полезны в темноте на узких горных серпантинах и извилистых лесных дорогах, когда требуется постоянно контролировать обочину. На таких дорогах рекомендуется включать «противотуманки» в паре с ближним светом основных фар. При этом улучшается видимость дороги и обочины. Правильное пользование имеющихся на автомобиле световых приборов позволит уверенно ориентироваться в сложных погодных условиях.

Монтаж противотуманных фар

Правильная установка фар имеет решающее влияние на эффективность их использования по назначению. Они монтируются на нижней части переднего бампера, на высоте не менее 25см от полотна дороги. Количество фар должно быть два – по одной с каждой стороны на одинаковом расстоянии от краёв автомашины (не далее 40см от продолжения внешней стороны рассеивателя). Оптимальная дистанция между лампочками «противотуманок» составляет 120см.

Благодаря тому, что световой поток противотуманных фар чётко ограничен по верхней кромке, свет от них не падает на микроскопические капельки тумана, находящиеся перед глазами водителя и не отражается от них, создавая непроницаемую белую стену света, как это получается при включении основных фар.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как выбирать «противотуманки»

  1. По цвету. Стекло на противотуманных фарах должно быть молочного или жёлтого цвета. Оптические лучи такого спектра хорошо рассеиваются в туманной среде. Приобретая фары с красными или синими стёклами, вы рискуете нарваться на штраф со стороны инспекторов ГИБДД, так как их нельзя устанавливать впереди автомашины. Следует иметь в виду одну особенность относительно использования ламп – в фарах с жёлтым светофильтром лучше использовать лампы белого света, а в фарах с белым светофильтром лучше применять лампы жёлтого света.
  2. По маркировке. При выборе фары обращайте внимание на её маркировку, в которой наличие буквы «Е» с одной или двумя цифрами в кружочке означает, что она сертифицирована одной из европейских стран (цифры обозначают код европейского государства). Вслед за этим символом идёт буква латинского алфавита, обозначающая тип и назначение фары. Для противотуманных фар выбрана буква «В». В качестве источника света в основном используются галогенные лампы категорий Н1, Н3 с одной нитью и потребляемой мощностью не более 60Вт, которые образуют световой поток с широким спектром излучения.
Видео: Противотуманные фары +Ходовые огни дневного света Ангельские глазки на Шевроле Соник

Типы противотуманных фар

В настоящее время среди автолюбителей популярны три типа фар, используемых в тумане:

  1. Светодиодные противотуманки – наиболее востребованный и экономичный тип фар, обладающий малой потребляемой мощностью и большим сроком службы. Преимуществом светодиодных фар является также широкий выбор цветов излучения, высокая яркость светового потока и небольшой нагрев фар.
  2. Ксеноновые фары – наиболее востребованный тип среди владельцев дорогих марок авто. Излучаемый свет этих фар максимально приближён к солнечному свету, что обеспечивает хорошую пробиваемость тумана и уменьшает физическую нагрузку на глаза шофёра. По сравнению с обычными фарами они имеют повышенный ресурс, более высокий КПД, меньше потребляют электроэнергию.
  3. Галогеновые противотуманные фары – по многим техническим показателям уступают своим конкурентам, но продолжают пользоваться высоким спросом в среде автолюбителей, благодаря невысокой стоимости по сравнению с более модными типами «противотуманок».

Противотуманные фары — Энциклопедия журнала «За рулем»

Противотуманные фары — дополнительные источники света, улучшающие освещенность дороги в темное время суток в условиях тумана. Частично улучшают освещенность при снегопаде и дожде. Могут устанавливаться на автомобилях штатно вместе с основными фарами головного освещения, либо в качестве опции.

Принцип действия

Туман представляет собой взвесь в воздухе мелких капелек воды. При освещении дороги основными фарами в туман, луч света рассеивается, частично отражается от капель, ослепляя водителя и существенно ухудшая видимость. Наиболее заметен этот эффект в коротковолновой части спектра, соответствующей синему цвету. При освещении дороги лампой за красным и желтым светофильтрами эффект отражения уменьшается, видимость становится лучше.
Воздушно-капельная взвесь, которая и называется туманом, имеет свойство зависать над поверхностью дорог с твердым покрытием на некотором расстоянии. Поэтому свет низко установленных фар подвержены эффекту отражения света от капелек воды в меньшей степени — фары в данном случае светят «под туман». Дождь и снегопад подобным свойством не обладают. В этом случае важен именно цветовой баланс света, излучаемого фарами.
Исходя из этого на автомобилях устанавливают дополнительные противотуманные фары. Они дают остро направленный световой поток на высоте около полуметра от поверхности дороги и оснащены светофильтрами желтого цвета.

Установка противотуманных фар

Правилами дорожного движения оговаривается установка противотуманных фар на автомобиле исключительно парой (две фары) на расстоянии не более 400 мм от плоскости бокового габарита по внешней кромке рассеивателя фары и не выше 250 мм от уровня дорожного покрытия по нижней кромке рассеивателя. Противотуманные фары не должны устанавливаться выше фар ближнего света (то есть на современных автомобилях выше основных фар), кроме полноприводных автомобилей высокой проходимости, на которых фары могут устанавливаться выше (например, на крыше или специальном кронштейн) для обеспечения их сохранности. Вертикальный допустимый угол освещения противотуманных фар от +15, до -10 градусов. Горизонтальный — от +45, до -10 градусов. Свет противотуманных фар включается только при включенных габаритных огнях.
Противотуманные фары входят в основную или дополнительную комплектацию многих моделей современных автомобилей. Иногда они интегрированы в основной оптический блок-фару под общим рассеивателем. В этом случае лампа противотуманной фары расположена ниже основной лампы. Если противотуманные фары устанавливаются в основной или дополнительной комплектации отдельно, они обычно располагаются в переднем бампере.
При самостоятельной установке противотуманных фар или при установке в условиях мастерской следует предусмотреть надежное крепление фар и правильное подключение их к электросети автомобиля.

Использование противотуманных фар

При эксплуатации автомобиля, оборудованного дополнительными или комплектными противотуманными фарами, следует иметь в виду, что они не заменяют режима ближнего света основных фар, поскольку обладают меньшей дальностью освещения. С другой стороны использование противотуманных фар при выключенных основных фарах в условиях умеренно ограниченной освещенности (с включенными габаритными огнями в сумерках, на освещенных городских улицах) улучшают восприятие дороги, делают автомобиль более заметным в потоке движения и при этом противотуманные фары не ослепляют водителей встречных автомобилей.
При сильном дожде и снегопаде противотуманные фары не способны значительно улучшить видимость дороги. Они обладают ограниченным действием, поэтому водитель не должен переоценивать их возможности.
При самостоятельной установке противотуманных фар следует помнить, что слишком высоко установленные фары не улучшают, а ухудшают освещенность дороги в условиях тумана, поскольку увеличивают отраженный от воздушно-капельной взвеси световой поток. Выбирая противотуманные фары для установки на автомобиль следует отдавать предпочтение фарам с желтым свечением — как наиболее эффективные.

Маркировка противотуманных фар

Сертифицированные для эксплуатации на территории России противотуманные фары должны иметь значок «Е22» в своей маркировке и обозначение категории источника света. Для противотуманных фар это категория «В» (латинская буква). В качестве дополнительной информации приведем обозначение автомобильных фар других категорий.
С — фара ближнего света (если она выполнена в виде отдельного светового прибора).
R — фара дальнего света (если она выполнена в виде отдельного светового прибора).
Н — фара только с галогеновой лампой.
PL — лампа с рассеивателем из оптической пластмассы.
S — стеклянная блок-фара.
Противотуманные фары, предназначенные для установки на автомобили с «правым рулем» (и, соответственно, для использования на дорогах с левосторонним движением), в России эксплуатировать запрещено. В любом случае, свет «праворульных» автомобилей следует отрегулировать для движения по дорогам с правосторонним движением. Это касается и противотуманных фар — если они входят в базовую комплектацию импортного автомобиля.

Журнал «За рулем» о движении в тумане и противотуманных фарах

ЗР 1972-06 26 За рулем 1972 №6

ЗР 1977-06 32 За рулем 1977 №6

Зачем нужны противотуманки, если есть дальний свет? — журнал За рулем

Передние противотуманки — опция не из дешевых. Есть ли резон за нее доплачивать при выборе автомобиля? Да, есть. А почему — объясняет эксперт «За рулем».

Что говорит закон?

Материалы по теме

Пользованию светотехникой в Правилах дорожного движения (ПДД) уделен отдельный пункт под номером 19. Дальний свет разрешено использовать при движении в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в туннелях. Получается, что включать дальний свет днем запрещено. А ночью водитель обязан переключить дальний свет на ближний в населенных пунктах с освещенной проезжей частью, а также при встречном разъезде с другим транспортным средством и при любых других случаях, когда есть риск ослепить водителей встречных и попутных транспортных средств. Проще говоря, дальний можно включать только ночью на пустынных участках загородных трасс.

Противотуманки можно включать при недостаточной видимости и в темное время суток вместе с дальним либо ближним светом фар при движении автомобиля. Также противотуманные фары могут быть включены при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости. А еще противотуманные фары могут использоваться вместо дневных ходовых огней.

Задние противотуманные фонари (один — с водительской стороны или два симметрично) с конца 70-х годов обязательны на всех автомобилях, продаваемых в странах (а Россия в их числе), соблюдающих Правило № 48 ЕЭК ООН — Единые предписания относительно разрешения транспортных средств к эксплуатации в части, касающейся светового и светосигнального оборудования: ламп и отражателей. А вот передние противотуманки — необязательная допопция.

Конструктивная разница

Материалы по теме

Противотуманные фары обычно располагаются в нижней части бампера. Почему? Дело в том, что обычно туман стелется не ниже полуметра от дороги. Таким образом, противотуманки лучше видно другим водителям. При этом они обеспечивают видимость на расстояние порядка 30 м впереди автомобиля. Пучок света от противотуманных фар максимально широкий и наклонен немного вниз. Две противотуманные фары обеспечивают очень широкий освещенный сектор на небольшом расстоянии от автомобиля. А дальний свет представляет собой два концентрированных узких пучка, за счет чего обеспечивается освещенность на расстоянии примерно 100 м. Но обочины вблизи автомобиля дальним светом практически не подсвечены.

Что будет, если в тумане включить дальний свет? Ничего хорошего не получите. Источник дальнего света обычно расположен выше, чем противотуманки. Включите дальний — и перед автомобилем вырастет белая непрозрачная стена. Тысячи микрокапель воды, из которых и состоит туман, будут отражать свет фар. Ближний свет в тех же условиях позволит хоть что-то видеть. Почему? Да потому что световой поток ближнего света направлен чуть ниже.

Совет от «За рулем»

Материалы по теме

Не устанавливайте в противотуманные фары ксеноновые либо светодиодные лампы. Помимо того, что это запрещено и карается согласно статье 12.5 ч.3. КоАП лишением водительских прав, вы еще и ухудшите эффективность фар — они будут работать в туман заметно хуже. Большинство ксеноновых и светодиодных ламп имеют высокую цветовую температуру — от 4500 до 6500 К. Это синеватый свет с длиной волны 450 — 470 нанометров. А свет с такой длиной волны сильнее преломляется на микрокаплях влаги, из которых состоит туман. Гораздо лучше работает желтоватый свет (цветовая температура не выше 2800 К). Такой свет, с длиной волны 565–590 нанометров, меньше рассеивается каплями влаги. Словом, не скупитесь на туманки. Они могут никогда не пригодиться, но если понадобятся, то обязательно выручат. И еще: используйте стандартные галогеновые лампы. Так безопаснее.

Что такое противотуманные фары автомобиля?

Годы эксплуатации автомобиля в начале XX века позволили накопить опыт управления в условиях плохой видимости, этот опыт позволил создать удобную и эффективную систему освещения дорожного полотна. Противотуманные фары – это специальные фары, позволяющие управлять автомобилем в условиях тумана, без них движение представляет серьезную опасность.

Для того, чтобы улучшить восприятие дороги и не мешать водителю противотуманные фары устанавливаются на как можно более низком расстоянии от дорожного полотна. Правила установки (ГОСТ 8769-75) допускают расстояние от дорожного полотна не менее 250 мм и от боковой поверхности не более 400 мм. При этом они должны излучать белый или селективно-желтый свет, одинаковый для обеих фар.

Зачем нужны противотуманные фары?

 Туман не достает до твердой поверхности дорожного полотна, хотя наблюдателю кажется, что он занимает все пространство, это на самом деле не так. Всегда существует просвет между туманом и дорогой, задача противотуманных фар освещать дорожное полотно через этот просвет. По этой причине они выдают как можно более широкий луч, сильно ограниченный по вертикали. Если это условие не соблюдается производителями фар или нарушено при установке, они все еще будут ослеплять водителя и затруднят управление автомобилем.

Смотрите в видео ниже, как правильно выбрать противотуманные фары.

Желтый и белый свет противотуманных фар

Использование селективного желтого света связано с особенностями восприятия человеческого глаза отраженного света в условиях тумана. Фары желтого света не светят дальше, как думают некоторые, они сильно увеличивают контрастность, благодаря этому желтые детали на объекте в тумане будут заметнее, чем все остальные вещи. Так, например, автомобиль и пешеход не будут выглядеть просто серыми пятнами, а становится возможным разглядеть отдельные элементы, что ускорит их опознание.

Читайте, как правильно заменить зеркало заднего вида.

А также о том, особенности эксплуатации автомобильного аккумулятора зимой.

Этот эффект связан с особенностями отражения монохроматического света, поверхности, окрашенные в желтый цвет, будут намного лучше отражать его, чем детали другого цвета. На таких фарах используются стекло, пропускающее желтую часть спектра и ослабляющее все остальные цвета, поэтому дальность желтых противотуманных фар меньше, чем белых. Это привело к их вытеснению, они практически исчезли из обихода.

В условиях туманной погоды водители переключаются с дальнего света на ближний и включают противотуманные фары. При их правильной установке они точно обеспечат безопасность движения.

Опубликовано: 23 февраля 2017

ПТФ – что это такое? Схема и установка ПТФ

Безопасность движения на дорогах зависит от осветительных приборов автомобиля. Автопроизводители далеко не на все выпускаемые модели устанавливают противотуманные фары, основная задача которых – подача яркого светового луча строго перед автомобилем.

При правильной регулировке ПТФ освещают перед транспортным средством участок длиной 10-15 метров – этого вполне достаточно для передвижения в условиях плохой видимости на небольшой скорости. Неблагоприятные погодные условия не всегда сопровождаются ухудшением видимости, соответственно, подключение ПТФ должно осуществляться таким образом, чтобы водитель мог отключать фары при отсутствии необходимости в их работе.

Особенности монтажа противотуманных фар

Перед установкой противотуманок автовладелец должен разобраться, что это такое – ПТФ и выбрать место их монтажа. На передних бамперах большинства иномарок имеются специальные ниши, в которые устанавливается дополнительная оптика. Автовладелец подбирает противотуманные фары, исходя из размеров данных ниш.

Многие автолюбители осуществляют установку ПТФ на крыше транспортного средства либо на одном уровне со штатной оптикой. Такой способ монтажа подразумевает использование противотуманок любой формы и размера, главное, чтобы в комплекте к ним поставлялись подходящие кронштейны, обеспечивающие надежное крепление.

Для установки ПТФ, помимо самих фар, необходимо приобрести следующие материалы:

  • Клеммы для подключения проводов.
  • Провода.
  • Кнопку для включения противотуманок.
  • Четырехконтактное реле.
  • Предохранитель на 20-30 А.

Требования к подключению ПТФ

Противотуманные фары должны устанавливаться и подключаться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомобильному оборудованию. Максимальное количество осветительных приборов такого типа, согласно ПДД и ГОСТу, не должно превышать двух штук. Размещаются они следующим образом:

  • Не далее 40 сантиметров от внешней кромки фары или боковой плоскости автомобиля.
  • От нижней кромки фары не ниже 25 сантиметров.
  • Световые отверстия противотуманок должны располагаться ниже верхней точки проема фар ближнего света.
  • Противотуманки не должны загораживаться никакими другими элементами кузова автомобиля, при этом углы их видимости варьируются в пределах +15-10° по вертикали и +45-10° по горизонтали.
  • Включение противотуманных фар должно осуществляться только совместно с габаритным светом.

Владельцы современных автомобилей знают, что ПТФ – это такие элементы конструкции транспортного средства, места для установки которых подобраны заранее самим производителем. Бамперы большинства моделей машин оснащены специальными отверстиями для ПТФ, которые при отсутствии штатных фар прикрыты легко извлекаемыми заглушками.

Если же автопроизводителем не предусмотрены места для установки ПТФ, то автовладелец подбирает их самостоятельно. В таком случае монтаж осуществляется в полном соответствии со схемой ПТФ и предъявляемыми требованиями. Эффективность работы противотуманок напрямую зависит от их корректной установки и настройки. Регулировка фар осуществляется после их установки и фиксации креплений.

Подготовка к монтажу ПТФ

Осуществить установку или замену ПТФ своими руками можно при отсутствии специальных навыков и опыта. Проводить все работы желательно в гараже, оснащенном смотровой ямой. Перед установкой желательно ознакомиться со схемой электросети автомобиля и рекомендациями производителя как самих противотуманок, так и автомобиля.

Идеальный вариант – обратиться в автосервис во избежание ошибок при установке противотуманок и последующих проблем в их работе.

Схема подключения противотуманных фар

Существует несколько вариантов подключения противотуманных фар. Самой популярной считается схема подключения ПТФ с использованием реле. При установке фар необходимо обращать внимание на их маркировку, поскольку на них обычно указывается сторона установки – правая или левая.

Большинство иномарок обладают специальной электропроводкой, облегчающей процесс установки противотуманок. Как правило, на блоке питания имеются свободные клеммы для реле, маркированные надписью fog lamp relay, соответственно, автопроизводитель подготовил схему для подключения ПТФ. Под бампером авто, как правило, располагаются провода с клеммами, что значительно облегчает процесс установки противотуманок.

Самостоятельная установка противотуманных фар

Монтаж противотуманных фар осуществляется в несколько этапов:

  • Установка ПТФ в бампер автомобиля.
  • Прокладка проводки.
  • Подключение предохранителя и реле.
  • Установка кнопки для включения противотуманок.

Специалисты и работники автосервисов знают, что каждый автомобиль обладает своими особенностями, и что ПТФ – это такие осветительные элементы, установка которых требует соблюдения некоторых нюансов, связанных с конструкцией транспортного средства. Все работы по монтажу противотуманок начинаются с отключения минусовой клеммы аккумулятора авто.

Установка противотуманных фар в передний бампер

Основная проблема, с которой сталкиваются многие автомобилисты, – снятие бампера. Для облегчения задачи лучше всего работать в гараже со смотровой ямой либо подъемником. При установке противотуманок в передний бампер желательно соблюдать следующие нюансы:

  1. Быстро снимать и отдирать бампер не стоит, слишком тонкий пластик может треснуть.
  2. В снятом бампере аккуратно вырезаются отверстия под противотуманные фары. Сперва высверливается небольшое отверстие, которое затем расширяется под размеры каждой фары. Делается это для того, чтобы избежать образования щелей, через которые будет проникать пыль и влага.
  3. В комплекте с некоторыми противотуманными фарами поставляются декоративные заглушки, выполненные под цвет кузова автомобиля. Наличие таких заглушек значительно упрощает процесс вырезания отверстий в бампере под фары.
  4. Крепления к бамперу прикручиваются в последнюю очередь, после чего устанавливаются сами фары.

Разъемы проводки подключаются к противотуманным фарам только после установки бампера на автомобиль.

Прокладка проводки для ПТФ

К блоку предохранителей автомобиля подводятся провода от кнопки включения противотуманных фар. В зависимости от конкретной модели машины и схемы подключения ПТФ длина проводов может варьироваться от 20 сантиметров до 1,5 метра.

Подключается схема просто: реле активируется выключателем и замыкает цепь питания, в результате чего подается напряжение на лампы в ПТФ. Выполнять такие работы лучше всего по универсальной схеме, которая подходит для транспортного средства любой марки и модели.

Противотуманные фары на автомобилях с заводской подготовкой подключаются намного проще:

  • К реле цепи питания подключаются плюсовые контакты обеих фар, которые скручиваются вместе в единый провод. Подключение осуществляется согласно схеме.
  • К кузову или шасси автомобиля подводится минусовой контакт от каждой противотуманной фары. Место соединения предварительно очищается от грязи, лакокрасочных материалов и следов коррозии.
  • Оставшиеся провода фиксируются к элементам кузова при помощи изоленты или пластиковых хомутов.
  • В последнюю очередь к блоку предохранителей подключается соответствующее реле от противотуманных фар.

Установка и подключение выключателя противотуманных фар

Специалисты и автолюбители знают, что ПТФ – это такие осветительные элементы, которые включаются либо нажатием кнопки указателей поворотов и фар, либо отдельной клавишей в блоке управления включения-выключения света транспортного средства.

При активации противотуманных фар посредством блока управления узел демонтируется и заменяется новым блоком, укомплектованным выключателем ПТФ. Желательно заранее подобрать все крепежные элементы и панели, чтобы избежать проблем со сломанными пластиковыми деталями и заменить их при необходимости.

После того, как противотуманные фары будут установлены, проверяется последовательность подключения и надежность креплений, к аккумулятору подключается минусовая клемма и осуществляется пробное включение противотуманных фар. При включении и выключении ПТФ в штатном режиме обязательно осуществляется регулировка светового потока по высоте.

Итоги

При правильной эксплуатации и уходе, своевременной очистке стекла ПТФ от грязи и замене перегоревших лампочек противотуманки прослужат не один год и будут обеспечивать безопасное передвижение автомобиля в условиях плохой видимости.

чем отличаются, как выбрать и установить

Нашей сегодняшней темой будут противотуманные фары. Купить их не сложно, поскольку лампочки продаются повсеместно. Их можно подключить своими руками, либо обратиться в специализированный сервисный центр. Скажу сразу. Если вы не знаете, как поменять или даже снять старую оптику, если хотите на штатные фары поставить новые ПТФ, то браться за работу не стоит. Подключение сравнительно несложное, но там есть такие моменты как реле, предохранитель, проводка и прочие детали.

Прежде чем вы решите, стоит ли использовать на своей машине ПТФ и размышлять, как производится установка, рекомендую вам познакомиться с этими устройствами, рассмотреть их виды и особенности выбора.

Противотуманные фары какой фирмы выбрать

На мировом рынке компаний, изготавливающих осветительные приборы для автомобилей, достаточно. Множество из них имеют длинную историю развития и значительные достижения.

Тем не менее, в рейтинге представлены и молодые фирмы, достигшие за короткое время признание у пользователей и авторитет среди конкурентов.

Лучшими, по мнению потребителей, считаются производители из Германии, Японии, Польши, а также Китая, реализующие свою продукцию под американским брендом.

1. Hella, Osram.

2. PIAA.

3. Wesem.

4. Morimoto.

Hella и Osram – немецкие фирмы, образованные более чем столетие назад. Первой принадлежит 100 компаний в Германии и столько же в других 35 державах мира. Вторая владеет 44 патентами на технологии производства самых разных ламп.

PIAA – один из мировых лидеров по изготовлению галогенных осветительных элементов – корпорация основана в Японии в 1963 году.

Wesem – польская компания, вышедшая на внешний рынок с 1977 года. Поставляет современные осветительные приборы практически для всех видов транспорта, включительно с комбайнами.

Morimoto – раскрученный американский бренд, клеймо которого стоит на тщательно проверенных на качество ксеноновых линзах из Китая. 

Условные обозначения

ОбозначенияЕдиницы измеренияНаименования
HЦоколь лампы
PВтМощность
UВНапряжение
Гсм|см|смГабариты
ЦЦ тыс. ₽Цена на 01.2017

Разрешен ли ксенон в противотуманках

Многих интересует вопрос: можно ли поставить ксеноновые противотуманные фары. Так вот, в противотуманках можно ставить ксеноновые лампы. Но, что касается основных фар с ближним и дальним светом, это запрещено.

Чтобы не лишились водительских прав на 1 год за нарушения, надо установить ксенон в противотуманки в соответствии с определенными требованиями:
  1. Если на корпусе фар есть обозначение «D», то в них можно ставить ксенон. Если другие фары, то полный запрет.
  2. Должен быть автоматический корректор, который плавно поднимает свет после его включения. Резко такой свет бить не должен.
  3. Есть специальные линзованные фары для ксенона, лучше использовать их. При использовании специальных фар, проблем с настройкой света не должно быть.

В настоящее время довольно распространенная форма противотуманок «Ангельские глазки». Они и эффективны для применения в густом тумане, и придают хороший дизайн.

Важно! Если в вашем автомобиле установлены противотуманки типа ксенон, периодически надо проверить угол наклона света. Если вдруг заметили, что встречные водители моргают фарами, возможно свет от противотуманок направлен вверх.

Угол рассеивания противотуманного света не должен превышать значение в 5 градусов. При установке ксенона в фары для галогена или других ламп, то через стекло фары ксеноновый свет будет искажаться и нарушится световая граница.

Ксеноновые — это самые яркие фары. Ксенон намного ярче галогена. Поэтому ксеноновый свет в галогеновых противотуманных фарах, из-за лишних преломлений, не будет эффективен в тумане.

Противотуманные фары настраивают не перед стеной, как это делают при настройке основных фар, а на открытой местности. Дальность освещения должна быть не длинной.

Требую продолжения банкета

  • Козырь PIAA LP530 – отличная фокусировка светового потока. За это отвечают инновационные кристаллы собственной разработки компании. Линзы фирменных светодиодов защищены от ударов, а внутри установлен мультиотражатель. Из минусов хочется выделить отсутствие невозможности замены кристаллов. Большинство отзывов направлены на поддержку пятизвёздочного рейтинга. Со своей задачей справляются на ура.
  • Philips X-treme Vision 130%!обеспечивает улучшенные условия видимости и освещённости. Луч бьёт на 130, а то и 160 метров. Но изюминка фары – запатентованная технология усиления яркости лампы. Эффект составляет 130%!, а дальность луча длиннее на 45 метров. Но из-за особенностей давления газа ресурс ограничен 450 часами, что намного ниже аналогов.

Зачем нужна установка передних и задних противотуманных фар?

По сути, туман – это взвесь мельчайших капелек воды в воздухе. Если светить в него обычными лампами, луч света всего лишь бессмысленно рассеется – и, что хуже всего, ослепит самого водителя. Наращивание мощности не помогает: чем мощнее световой прибор, тем дальше его луч проникнет в толщу тумана – но при этом и сильнее рассеется и отразится.

Выходом для таких ситуаций как раз и являются специальные световые приборы для автомобиля – белые или желтые противотуманные фары. Их действие основано на следующем:

  • Лучи идут невысоко над землёй, там, где тумана практически нет. Соответственно, и свет проникает дальше. Именно поэтому «противотуманки» стараются ставить как можно ниже к земле – например, в районе бампера.
  • Противотуманные фары лучше сфокусированы. Их свет практически не поднимается выше горизонтальной плоскости – а значит и не отражается в глаза водителю.

Отдельно стоит сказать о задних ПТФ. Их задача – не сколько освещать дорогу, сколько обозначать машину для других участников движения. Поэтому они не белые или жёлтые, а красные. Они используются реже, и из-за меньшего спроса, а также простоты конструкции цена на задние противотуманные фары ниже, чем на передние.

Советы по выбору

Скажу сразу, что тип самой лампы не играет первостепенной роли. По сути, любой тип ПТФ при правильной установке и выборе устройства будет эффективно, надежно и качественно работать.

То есть прежде чем думать о том, как включить ПТФ в состав светового оборудования, советую ответственно подойти к вопросу выбора. Схема подключения примерно одинаковая для всех и не самая сложная.

  1. Корпус. Посмотрите на корпус ПТФ.  Он должен быть совершенно герметичным, то есть защищенным от попадания внутрь корпуса влаги. Мне как-то товарищ пожаловался, что у него не горят фары. Факт наличия воды внутри фар его почему-то не смущал. Влага не только портит само оборудование, ведь это электрика, там есть провода. Конденсат снижает эффективность освещения.
  2. Разборность конструкции. Рамка, накладки, заглушка и прочие элементы, отвечающие за крепление и снятие, должны быть разборными. В цельном корпусе ПТФ лучше не покупать.
  3. Материал ограждения лампы. Здесь используют толстое стекло или поликарбонат. При сильном ударе каждый из материалов может треснуть, но действительно толстое стекло выглядит надежнее. Порой избежать трещин невозможно, поскольку ПТФ располагаются низко.
  4. Материал корпуса. Термостойкий пластик будет оптимальным выбором в такой ситуации. Металл или алюминий здесь неуместны. Плюс проводка, влага, металл, проводники. Улавливаете связь?
  5. Цвет свечения. Здесь все просто — белые или желтые. Не берите синие или красные варианты. Они как противотуманки бесполезны, малоэффективны. То есть помощи от такого свечения будет не больше, чем от обычного включенного ближнего света.

Лучшие галогенные противотуманные фары

Элитные

PIAA 50XT – прямоугольной формы рефлекторная модель, которая крепится к корпусу автомобиля с помощью стационарного кронштейна. Фиксация осуществляется болтом М8, причем регулирование «огня» возможно как влево-вправо, так и вверх-вниз.

Водонепроницаемость обеспечивается резиновым уплотнителем, закрывающим выход проводов, и герметиком, обеспечивающим посадку стекла в отражатель – между последним и корпусом также устанавливается прокладка. В набор входят по 2 ПТФ с лампами, реле и соединительная проводка. Световым пятном длиной примерно в 20 м охватываются встречные и попутные полосы, а также пешеходные дорожки, отбойники и кюветы.

Достоинства:

  • характеристики: Н3 / 85 / 12 / 9|16|7 / 17,0…17,3;
  • удобная замена лампы, после которой не требуется регулировка;
  • четкие светотеневые пределы – по горизонтали создается пятно углом видимости до 95°;
  • отсутствует ослепление встречных водителей;
  • в зоне освещения сетка практически незаметна – при ее наличии люксы в тумане падают всего лишь на 10%!

Недостаток:

По отзывам: качество соответствует стоимости. «Свет отличный».

Престижные

Hella Comet FF 450 – рефлекторная прямоугольная модель с пластиковым корпусом и прозрачным стеклом, благодаря форме которого потери на преломлении и рассеивании – минимальные. ПТФ устанавливается в бампере в предварительно проделанном 11-миллиметровом отверстии, после чего регулируется во всех плоскостях.

Для замены лампы достаточно открутить 2 винта и вынуть стекло с рассеивателем. Если противотуманка не используется, то для продления срока службы зачехляется пластиковым колпаком. Комплект состоит из 2-х пар коробок и ламп, а также тумблеров, реле и проводки.

Достоинства:

  • характеристики: Н3 / 55 / 12 / 12|16|9 / 7,6…8,0;
  • равномерное распределение люксов и максимальная светоотдача;
  • простая и удобная замена лампы;
  • прекрасная без ослепляющего эффекта различимость другими водителями;
  • хорошее световое пятно, современный дизайн.

Недостатки:

  • не афишированы.

По отзывам: нарекания отсутствуют, пользователи приобретением довольны.

Как выбрать противотуманные фары

Обычно автомобили иностранного производства оснащаются уже с завода штатными противотуманными фарами. Но, большинство машин идут без них. Поэтому приходится разобраться с вопросом по правильному выбору, покупке и установке их самостоятельно либо в автосервисе.

Противотуманные фары — это очень полезная вещь. В условиях сильного тумана, при котором основные фары не могут пробить густой туман, они очень помогают освещать дорогу, что увеличивает степень безопасности вождения.

Физическое явление про туман и свет.

Туман — это мельчайшие капельки воды  в воздухе. Вода, как мы знаем, отражает попадающий на нее лучик света. Поэтому эти капельки кто куда рассеивает направленные свет. При включении дальнего света во время густого тумана, появляется, так называемая, белая стена, при котором вообще ничего не видно и приходится останавливаться или двигаться как муравей.

По принципу действия противотуманные фары работают по другому, нежели основные головные фар (ближний и дальний свет). Из-за того, что противотуманки устанавливаются низко, на бампере автомобиля, они освещают туман снизу горизонтально, параллельно дороге.

То есть, получается, что противотуманные фары освещают дорожное покрытие, а не охватываемую область вверх и по ширине перед автомобилем.

А знаете ли вы, что улучшить светопропускание и дизайн автомобиля можно путем полировки фар своими руками.

Также, стоит заменить, что из свет из противотуманок другой. Вы наверное часто видели, некоторые противотуманные фары желтого цвета. Такой цвет меньше всего отражается воздушными туманными каплями и лучше всего подходят для тумана. К тому же, над самой дорогой тумана обычно нет, так что низко установленные противотуманные фары автомобиля (ПФА) имеют колоссальные преимущества.

Как правильно выбрать противотуманки

При выборе правильного вида и модели ПФА следует обратить внимание и на корпус фар, и на лампы этих фар. Есть несколько нюансов выбора фар для тумана. Такие фары можно использовать не только в условиях тумана на дороге, но и для подсвечивания обочин, что благоприятно сказывается во время движения на незнакомых дорогах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать ПФА и, на которые необходимо обращать внимание при их выборе.
  • Корпус ПФА должен быть абсолютно герметичным, потому как они располагаются низко и должны быть защищены от попадания влаги и грязи внутрь.
  • Фара против тумана должна разбираться (не должна быть цельнолитой).
  • Существуют такие фары поликарбонатные, а есть из толстого стекла. Лучше брать из толстого стекла.
  • Форму надо выбирать обтекаемую, аэродинамическую. Меньше сопротивление воздуху — меньше шума. Да и на дизайн следует обратить внимание. Есть в форме глаз, есть круглые, есть овальные и т.д.
  • Дольше прослужат фары, если материал противотуманок из термопластика.

Не надо ставить на машину дополнительные фары противотуманки красного и синего цветов. Для рассеивания тумана красные и синие противотуманные почти не помогают. Эффективность таких цветов фар мала. Есть, конечно, которые устанавливают их для красоты. Туж уж, хозяин-барин.

Мазда с красными противотуманниками

Вариант желтых фар на авто Ниссан

Известные бренды противотуманок, в основном, изготавливаются белыми или желтыми:
  • Hella;
  • Depo;
  • Wesem;
  • и другие.

Лучшие светодиодные фары

Универсальные противотуманки

OSRAM LED FOG 101 принимает на себя не только противотуманные функции. Её можно поставить взамен ходовых огней или указателя поворота лишь бы нашлось гнездо 9 сантиметров. Немецкий бренд не нуждается в дополнительной рекламе. Их линзы очень экономны, обладают определённой автономией и предоставляют широкое пятно видимости с чёткими пределами. А ресурс 10 тысяч часов подчёркивает стильный дизайн. Но есть и минус – высокая цена.

Эффективные светодиоды

Качественные светодиоды OSRAM подарил польский производитель Wesem своим фарам CDC2. Результат – высококачественное рассеивание света, неослепляющий поток и чёткая видимость дорожной ситуации в условиях отрицательных метеоусловий. Добавьте сюда морозоустойчивость и минимальные повреждения от твёрдых частиц – и выбор очевиден.

Wesem CDC2

Установка и замена ПТФ: куда воткнуть реле, кнопку и предохранитель?

Противотуманка – полезный прибор, но далеко не все производители укомплектовывают машины штатными ПТФ. Кроме того, даже установленные фары склонны время от времени приходить в негодность. Поэтому рассмотрим вкратце этапы установки новой и замены старой ПТФ.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Установка противотуманки предусматривает:

  • Монтаж ПТФ в бампер. Здесь всё зависит от конструкции как бампера, так и самой противотуманки: в некоторых моделях автомобилей предусмотрено штатное место для монтажа дополнительных фар, в других же приходится резать отверстия.
  • Установка кнопки для включения ПТФ внутри салона.
  • Протяжка проводки от кнопки к блоку предохранителей и к самой фаре. Здесь тоже всё зависит от конкретной модели: в некоторых иномарках есть штатные гнёзда для подключения ПТФ. Если же их нет, нужно делать разводку в соответствии со электросхемой машины. Главная задача здесь – это сделать так, чтобы плюсовые контакты каждой фары соединялись сначала между собой, а затем с реле, а минус подсоединялся к корпусу или шасси. В этом случае выключатель замыкает реле, которое в свою очередь даёт питание на ПТФ.
  • Регулировка света включенных ПТФ.

В том же случае, если штатные противотуманки имеются, или же предыдущий владелец уже установил ПТФ, их замена намного проще и происходит согласно инструкции к конкретной модели фары.

Что такое противотуманные фары?

Противотуманные фары — это фары, устанавливаемые на передней части легкового или грузового автомобиля, которые улучшают видимость в условиях тумана или тумана. Они бывают разных цветов и интенсивности, но они есть практически на всех транспортных средствах, и их помощь может иметь решающее значение для навигации в плохую погоду.

Worker

Традиционно противотуманные фары желтые, и причина этого является предметом некоторых предположений.Распространенное утверждение состоит в том, что они должны быть одноцветными, а не белыми, чтобы свести к минимуму рассеивание, когда свет попадает на водяной пар и рассеивается в разных направлениях. Часто говорят, что, хотя красный может быть более идеальным цветом, он уже имеет значение для водителей — он используется как для стоп-сигналов, так и для стоп-сигналов. Таким образом, желтый может быть следующим наиболее подходящим выбором, поскольку он имеет следующую по длине длину волны видимого света.

Проблема этой идеи, которая звучит правдоподобно с научной точки зрения, связана с размером молекул воды в тумане.Молекулы водяного пара достаточно велики, чтобы не происходило сколько-нибудь значимого рассеивания, поэтому длина волны света не имеет значения. Вполне возможно, что первые автомобильные компании, использовавшие противотуманные фары, не знали о влиянии размера молекул водяного пара на дисперсию и поэтому полагали, что, выбирая желтые огни, они минимизировали размытие отбрасываемых огней. Более вероятно, что желтый был выбран с осторожностью из-за его коннотации на Западе. Желтые огни и желтые знаки используются для обозначения того, что водитель должен замедлить движение, искать препятствия, как правило, проявлять повышенную осторожность — именно те действия, которые нужно выполнять другим водителям при движении в сильном тумане.

Многие современные противотуманные фары представляют собой галогенные фары, что позволяет им гореть при гораздо более высоких температурах, чем традиционные фары, сохраняя при этом низкую скорость выгорания. Галогенные лампы, как правило, имеют более плотный луч, чем лампы накаливания, что дает дополнительное преимущество.Особым классом противотуманных фар, которые можно увидеть на некоторых новых автомобилях, являются газоразрядные лампы высокой интенсивности. Эти фонари могут использовать ряд различных минералов, включая ртуть, натрий и галогениды. Они часто отличаются пурпурным оттенком, а не более традиционным желтым цветом.

.

Что такое туман? (с иллюстрациями)

Туман — это облако, которое соприкасается с землей. Подобно облакам в небе, он образуется, когда воздух становится перенасыщенным, что означает, что он больше не может удерживать влагу в виде пара. В результате вода выпадает из воздуха, образуя мелкий туман из капель воды. Если воздух станет достаточно насыщенным, капли превратятся в морось или дождь. Самым туманным местом на Земле, по-видимому, является Гранд-Бэнкс, район у побережья Ньюфаундленда.

Смог — это тип опасного тумана, образованного твердыми частицами.

Чем теплее воздух, тем больше влаги он может удерживать в виде пара. Поэтому туман и облака образуются при быстром охлаждении воздуха, а влага в воздухе прилипает к таким частицам, как пыль или морская соль.Облака образуются, потому что влажный воздух охлаждается, поднимаясь в атмосферу Земли. Туман может образовываться разными способами, хотя большинство из них распадается на адвекционный или радиационный туман. В обоих случаях облачный воздух часто заметно прохладнее, чем соседний чистый воздух, и он может казаться липким из-за всех капель влаги.

Вог — это тип естественного смога, выделяемого вулканами.

Когда теплый фронт влажного воздуха движется над более прохладной землей, он может образовывать адвективный туман. Прохладная земля заставляет воздух на теплом фронте остывать, заставляя его стать перенасыщенным. Многие люди, живущие у океана, знакомы с этим явлением. Радиационный туман образуется, когда поверхность земли охлаждается, обычно вечером.По мере того, как земля охлаждается, воздух вокруг нее тоже остывает, и появляется туман. Туман также может оседать вокруг долин и других впадин, когда горячий воздух на вершине столба холодного воздуха заставляет воздух оставаться близко к земле. Обычно это происходит утром, прежде чем солнце согревает более прохладный воздух, позволяя ему подняться и рассеять туман.

Туман — это облака, которые образуются у земли.

Туман может стать довольно плотным, что серьезно затрудняет обзор. В отношении этого качества многие люди используют этот термин метафорически, говоря о затуманенном зрении. Многие программы редактирования изображений также предлагают опцию «затуманивания», которая создает слегка затемненное изображение. Туман также может сыграть злую шутку с другими чувствами, изменяя способ движения звука и света и затрудняя ориентацию.

Классический «лондонский туман» 19 века на самом деле был смогом, формой загрязнения. Смог образуется, когда твердые частицы в воздухе становятся настолько концентрированными, что начинают скрывать видимость и могут представлять серьезную опасность для здоровья. Связанное с этим понятие, vog, — это естественный смог, вызываемый вулканами.Загрязняющие вещества, выбрасываемые вулканом во время его извержения, смешиваются с воздухом, образуя плотное облако, которое часто может быть весьма вредным из-за высокой концентрации серы вокруг вулканов.

Туман может ухудшить видимость. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *